Напомним, что во Владивостокском морском торговом порту сегодня скопилось до 50 машин, запрещенных к выдаче в свободное обращение из-за обн
22:16, 20 апреля 2011 ОбществоVladnews продолжает следить за ситуацией с ввозом в край японских автомобилей с повышенным радиационным фоном. Напомним, что во Владивостокском морском торговом порту сегодня скопилось до 50 машин, запрещенных к выдаче в свободное обращение из-за обнаружения у них повышенного радиационного фона. Кроме того, стало известно, что семь иномарок с превышением радиационного фона, прибывших в порт Восточный из Японии, выявили сотрудники Находкинской таможни.
Как рассказала Юлия Тисленко, главный государственный таможенный инспектор по связям с общественностью Находкинской таможни, таможенниками в зоне деятельности таможенного поста Морской порт Находка при проведении радиационного контроля японских товаров, прибывших на судне «Teddy Bear», выявлено радиационное загрязнение на поверхности семи легковых автомобилей и одного манипулятора. Радиационный фон на этих товарах выше нормы от 2 до 7 раз.
Сейчас небезопасные авто находятся в порту на специальной площадке. Во избежание возможного радиационного облучения таможенников, персонала и населения, а также радиационного загрязнения окружающей среды приняты меры по радиационной безопасности. Должностные лица Находкинской таможни провели необходимые измерения и уведомили органы Роспотребнадзора и ГО и ЧС. Таможенное оформление товаров с повышенным фоном остановлено до принятия решения органами Роспотребнадзора.
На днях главный санитарный врач Геннадий Онищенко заявил, что у российских специалистов есть технологии и опыт по дезактивации автомобилей со следами радиации. Он также порекомендовал компаниям и частным лицам, покупающим в Японии автомобили, требовать от предыдущих владельцев документы, которые бы доказывали, что машина не заражена. Также Онищенко сообщил, что у половины из них уровень радиации пришел в норму, поэтому данные иномарки можно передать владельцам.
Между тем, как стало известно «В», пробную дезактивацию одного из автомобилей, прибывшего из Японии, проведут на днях. Об этом сообщил ИА «Приморье24» генеральный директор ООО «Примтехнополис» Иван Скогорев.
«Не стоит сеять панику среди населения – все и так очень неоднозначно воспринимают ситуацию с этими автомобилями. Мы проведем дезактивацию первой машины. Сотрудники «Примтехнополиса» осмотрели шесть автомобилей. Надо сказать, что ситуация оказалась не настолько печальной. У этих автомашин салон и двигатель были чистыми, так что процедура займет меньше времени», – сказал Иван Скогорев.
После проведения пробной дезактивации «Примтехнополис», а затем и Роспотребнадзор проведут контрольные замеры. Если радиационный фон окажется в норме, то и все остальные машины будут чистить точно таким же способом. Впрочем, здесь все зависит от желания владельца.
«Если владелец машины скажет нам чистить, будем чистить. Естественно, за его счет. Впрочем, возможно и захоронение. Но это обойдется еще дороже – в среднем процедура захоронения в установленном законом порядке обойдется в 200 тысяч рублей», – сообщил Иван Скогорев.
А федеральные СМИ тем временем продолжают напускать страх по поводу нашествия радиации на Дальний Восток России. Так, портал «Газета.Ru» выдал весьма спорное интервью с руководителем энергетического отдела «Гринпис Россия» Владимиром Чупровым относительно зараженных авто. Понятное дело, что от этой экологической организации ожидать что-либо, кроме панических заявлений, которые при этом расходятся с мнением приморского эксперта по радиационной безопасности, не приходится. Итак, цитируем:
– Владимир Алексеевич, по данным таможенников, гамма-излучение в 49 автомобилях, задержанных на посту Владивостока, превышено в 2–6 раз. Насколько это опасно?
– Если радиационный фон превышен в 6 раз, мощность излучения составляет 6–8 мкЗв/ч на 1 килограмм массы. Предел техногенной зоны – 1 мЗв. Соответственно, человеку нужно где-то пару месяцев поездить, чтобы получить радиоактивное облучение.
– Водитель не будет находиться в автомобиле постоянно. Каким образом он получит облучение?
– Радиоактивная пыль, которой покрыты эти автомобили, содержит в себе элемент цезий-137. Он выводится из организма до 70 суток.
– Есть информация, что на автомобилях также превышена поверхностная доза бета-излучения. Каким образом это может сказаться на тех, кто находится снаружи?
– Радиоактивная пыль может попасть на кожу, в легкие. Это уже внутреннее облучение, от него просто так не избавиться.
– Какова будет степень поражения водителя, эксплуатирующего «загрязненный» автомобиль?
– Поскольку дозы воздействия будут малыми, то видимых следов наподобие «ядерного загара», отслоения кожи или выпадения волос не будет. Однако увеличивается в разы риск онкологических заболеваний. Это могут быть внутренние органы, кожа – в зависимости от того, на какую часть тела оказывалось большее воздействие. Ну и, конечно, общее ухудшение здоровья.
– Возможна ли процедура очистки загрязненных автомобилей?
– Да, но это дорогостоящее занятие.
– В чем заключается эта процедура?
– Автомобиль проходит под очень мощной струей воды. Таким образом мы очищали радиоактивный чернобыльский металл. Вопрос только, куда потом девать эту «грязную» воду.
– Япония производит не только машины, но и комплектующие, электронику, даже одежду. Почему ажиотаж именно вокруг автомобилей?
– Я не могу сказать, насколько эти отрасли японской промышленности обеспечены экспертами. Проблема такая есть. Если у вас в компьютере окажется источник радиоактивного излучения, в этом будет мало хорошего. Проверять надо все.
– На ваш взгляд, что следует делать с этими автомобилями дальше?
– Я думаю, что гораздо выгоднее с экономической точки зрения отправить их обратно в Японию.