Вокруг кандидатур в почетные граждане Владивостока разгорелись нешуточные страсти

Птичье молоко против рокопопса

16:54, 7 апреля 2011 Общество

В приморской столице состоялось первое «техническое» заседание специальной комиссии по утверждению кандидатур, которые, в свою очередь, будут рассмотрены городской думой на предмет присвоения звания «Почетный граждане города Владивостока».

В апреле девять членов комиссии, которая формируется на паритетных началах из представителей думы, администрации города и почетных граждан Владивостока, должна решить, какую из представленных кандидатур рекомендовать депутатам на утверждение. И борьба за «того единственного» кандидата обещает быть нешуточной.

Все дело в том, что кандидатов, так сказать, вышедших в финал двое. И какие это люди. Героя Социалистического труда Анну Чучкову, конечно, по фамилии знают далеко не все приморцы, но ее легендарное птичье молоко не пробовали разве что аллергики, которым запрещены сладости. А вот фамилию второго кандидата знают не только поголовно все приморцы, но и жители всей России – это один из самых популярных музыкантов современности Илья Лагутенко. Как раз по поводу этого кандидата, кстати, которого инициативная группа уже пыталась выдвигать в прошлом году, и разгорелись нешуточные споры. Большинство ныне здравствующих почетных граждан Владивостока усомнились в моральном облике короля рокопопса и решило дать бой его защитникам. Если кто не в курсе, Илью Лагутенко в почетные граждане усилено толкают приморские кавээнщики и ряд других молодежных организаций.

Редакция «В» решила изложить на своих страницах два мнения – «за» и «против» почетного статуса известного музыканта.

Ниже мы приводим материал члена Союза писателей России и член Совета Почетных граждан Владивостока известного приморского поэта Бориса Лапузина. А на странице 10 мы также дадим слово стороне, поддерживающей Лагутенко. Итак, читаем…

Лидера группы «Мумий Тролль» Илью Лагутенко «лоббируют кавээнщики». И не просто лоббируют, а вот уже второй год выдвигают, продвигают, навязывают, проталкивают на звание «Почетный гражданин Владивостока».

Илья Лагутенко – это рок-музыкант, или, как о нем пишут, «рокопопс» (соединение рока и попсы). Рок – это мировая музыкальная культура (в основном с английскими текстами), представленная многими известными зарубежными певцами, как правило, с отличными вокальными данными. К сожалению, рок-музыка, переносимая, бывает, не всегда умело на российскую почву, имеет несколько иное эстетическое качество. Но и к року уровня Лагутенко до недавнего времени я относился спокойно: раз молодым это нравится и дает возможность сбрасывать излишки переполняющей их энергии, получать, как они говорят, «драйв», что ж, пусть слушают, беснуются в своей стадности под «нечеловеческую музыку» усилителей, генераторов, синтезаторов, ревербераторов, звуковых приставок и прочего современного шумового оснащения площадей и стадионов.

Мое отношение к рок-музыке, рок-музыкантам и, в частности, к Илье Лагутенко, резко поменялось после того, как, читая стихи и прозу молодежного ежегодного конкурса «Гул океанского прибоя», я, председатель жюри, не мог не увидеть в некоторых литературных работах четко выстроенный ряд: Лагутенко – аморальная распущенность молодежи – наркотики. Приведу для примера хотя бы три абзаца из рассказа, поступившего на конкурс в этом году. (Автора называть здесь, думаю, не надо, чтобы не делать ему рекламу. Если им заинтересуется наркодиспансер, то его можно найти через оргкомитет молодежного конкурса.)
«Только год назад я стал слушать «Мумий Тролля». И, когда – в июле 2010-го я был в Москве, здесь проводился огромный концерт, на котором должны были присутствовать все мы: я, Дуб, Виталя, Женя. Мы стали героями этого города в первое десятилетие двадцать первого века, до моего отъезда в Москву после диплома, через клубы, рейвы, передозировку…

…Я курил гашиш, писал поэму о Дарье Моргендорфер и моих родителях, пил с Руфусом, общался с Анокатой, рефлексировал о будущем. Там была Женя. Она рассказывала – там целое дело, у них все началось за полсуток до концерта с бутылки водки. Виталя потерялся. Буквально сегодня, обкурившись, Егоряня рассказал, что они не попали, сидели поодаль, зато дьявольски нажрались в ту ночь…

…Мне двадцать два, и я бросился убивать Альфа, хотя это все была ломка, мы с Олегом ночевали на подъеме к ВГУЭСу, поднимая ноги, чтобы нас успели заметить и не задавили машины, я, запертый в туалете бара «Эволюция», блевал, перекурив химки…»

Комментировать такое, с позволение сказать, «произведение» не интересно, а вот тексты песен названного в рассказе «Мумий Тролля», от которых вывих мозгов у некоторых молодых авторов, интерес представляют. (Благо что возможности Интернета позволяют удовлетворить и этот интерес):

Мы – кораллы, мы – кораллы,
Мы – кораллы.
Зацепивши языками за туманы,
Как русалок соблазняют капитаны,
На любовь подсели рьяно наркоманы.

С точки зрения поэтического искусства слова это – никак, с точки зрения содержания – дурь несусветная, потому как если «мы – кораллы» или там «чайники» или «наполеоны», что здесь будет одно и то же, то в каком же художественном подобии можно представить у кораллов языки, «зацепивши за туманы». (Кораллы на дне, туманы над водой). И кто – мы или капитаны, которые каким-то образом соблазняют русалок то ли в кораллах, то ли в туманах?
Любой специалист по психиатрии или знаток воздействия психотропных средств вам скажет, что такая бессмыслица может быть результатом измененного сознания или хорошо осмысленным, точно направленным средством изменения сознания. Тексты рок-песен Ильи Лагутенко, которые я прочитал в Интернете, это набор слов, но в бессмыслице их стихотворного бреда четко выделяются опорные слова или опорные строчки. Как в этих же «Кораллах»: «На любовь подсели рьяно наркоманы», «Красотою упивавшиеся до дурмана», «И вонзившись во глубинные кошмары». В стадном угаре под одурманивающий грохот ритмов и под вспышки ритмически бьющего света тексты на слух неразличимы. Но такие слова, как «наркоманы», «дурмана», «кошмары», акцентировано подчеркнутые рифмой, работают на подсознание подростка, как эффект 25-го кадра, и, в конце концов, начинают диктовать поведение. Вот почему после рок-концертов уборщики ночных клубов, бывает, ведрами выносят шприцы.

Моя певица умирает назавтра.
Ей бы понюхать последних секунд.
Моя певица умирает назавтра,
Но ее не вернуть,
Ее не вернуть, –
орет эксцентрично бегающий по сцене с электрогитарой Лагутенко, повторяя этот куплет несколько раз. И у скольких же девчонок возникает в полутемном зале неосознанное желание «Понюхать последних секунд»?

В лагутенковских текстах, как правило, нет ни чувства слова, ни художественной образности, ни русской грамматики. Но в роке тексты имеют важное значение, некоторые из них довольно функциональны. «В текстах идет опоэтизация товара, описание наркотического опьянения как полета, ассоциации с яркой чувственной сексуальностью, «путешествиями»… В текстах дискредитируются главные конкуренты наркотиков, основные человеческие ценности – красота, любовь, доверие, семья, дети, творчество, труд, жизнь, счастье и т.д.» («Культуринтервенция», автор Н.Е.Маркова, директор научно-практического Центра коммуникативных исследований. Москва 2001 г.).

К словам ученого я добавил бы еще только то, что, например, текстами Лагутенко дискредитируется, опошляется вообще какой-либо смысл:
Семь-шесть-пять было до конца.
Кто сбежать догадается?
И кто кому и зачем улыбается?
Три – два - раз.
Если нравится – жми на газ.
Так давай покажи хоть раз
У кого из нас яйца.

И ведь показывают, слушают. А чтобы и дальше слушали, для этого определенным должностным людям необходимо поддержать авторитет рок-кумира молодежи. Зря ли новый ректор ДВФУ г-н Миклушевский пригласил Лагутенко воспитывать студентов? «Так давай покажи хоть раз у кого из нас яйца»! Зря ли член приморского Совета КВН Сергей Матлин и директор выставочного Центра музея им В.К. Арсеньева Светлана Руснак в телевизионном сюжете ТНТ заявляют о Лагутенко как о явлении нашей культуры. «На любовь подсели рьяно наркоманы»! Зря ли самая тиражная в Приморье уважаемая «Новая газета во Владивостоке» в двух номерах не жалеет дорогого печатного места для восхваления Лагутенко. «Красотою упивавшиеся до дурмана»!

Владивосток, как сообщали СМИ, захлестывает волна наркомании. «Треть молодежи подсела на психотропные вещества!» – бьют тревогу врачи-наркологи. Все эти месячники по борьбе с наркотиками, все усилия местных антинаркотических организаций ничего не дают и, думаю, дать не могут, пока будет в России в чести и почете такое мощное идеологическое средство, как рок-музыка, которую сегодня пропагандирует даже высшие чиновники государства.

Во все века Россия жила и развивалась еще и потому, что на ее просторах было приоритетным национальное искусство. Русские песни звучали и во дни великих испытаний, и во дни великих побед, например, у стен поверженного Рейхстага в 1945-м. Все страны до сих пор восхищаются нашим народным искусством, отождествляя его с Россией. Совсем недавно «Встречая российского премьера, стадион в Белграде, стоя, пел «Катюшу» («Комсомольская правда» 25. 03. 2011). Заметьте, «Катюшу», а не рок! Правильно говорил известный академик Лихачев: «Мы погибнем физически, если погибнет наша духовность». Наша духовность в наших национальных корнях, в нашем национальном искусстве, в нашей национальной культуре.

Во Владивостоке живут и десятки лет плодотворно работают замечательные мастера искусств, в том числе и в области искусства вокала. Такие, например, как любимцы публики заслуженные артисты России Лариса Шалина, Игорь Волков, Виктор Коркишко. Но что-то не очень торопятся их выдвигать в Почетные граждане. А возьмите создателя и бессменного руководителя прославленного фольклорного ансамбля «Традиция» Олега Семенова. В Японии, в Китае, в Корее – где только этот уникальный ансамбль не представлял Владивосток! Почему бы не рассмотреть от культуры кандидатуру Семенова на звание почетного гражданина? Нет, лидера «Мумий Тролля», и все тут!
Сейчас начался последний виток «пробивания» Ильи Лагутенко в Почетные граждане Владивостока. Задействованы, подключены к этому довольно сильные средства, в том числе и СМИ. Причем предлагается выбор из кандидатур: Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, кавалер четырех орденов, записанная навечно в книги Трудовой славы и Почета пищевой промышленности СССР, известная на весь мир создательница конфет «Птичье молоко» мастер розничного цеха Кондитерской фабрики, всю жизнь прожившая во Владивостоке Анна Федоровна Чулкова, и рокер Илья Лагутенко. Необходимость такого выбора для меня лично оскорбительна, как оскорбительна, знаю, для каждого Почетного гражданина города Владивостока. Большей дискредитации звания, по-моему, и придумать трудно.

В прошлом году на презентации ежегодника «Литературный Владивосток» в Синем зале Музея Арсеньева ко мне, как главному редактору, подошел совсем еще молодой человек и попросил опубликовать в альманахе его «Гимн демократической молодежи»:

Беспощаден наш мир и свинцов.
Мы плевали на наших отцов.
Мы пришли перестраивать мир.
Лагутенко Илья наш кумир.
Пей, кури, колись! –
Это и есть настоящая жизнь.
Ну что ж, если кому-то так уж необходимо, чтобы их дети и внуки «пришли перестраивать мир» с такими идейно-целевыми установками, то тогда пусть Илье Лагутенко дадут звание «Почетный гражданин Владивостока», опозорят седые головы тех, для кого любимый наш город – и жизнь, и труд, и честь, и слава.

Во Владивостоке из 43 граждан, удостоенных звания "Почетный гражданин города Владивостока", в настоящее время проживает 37 человек. Среди них участники и инвалиды Великой Отечественной войны (5 чел.), вдова участника Великой Отечественной войны (1 чел.), Герой Социалистического Труда (1 чел.), труженики тыла и ветераны труда (27 чел.), награжденные орденами "Знак Почета", Трудового Красного Знамени, Ленина, Дружбы народов (7 чел.); Олимпийский чемпион (1 чел.), Лауреаты государственных премий (3 чел.). В большинстве своем Почетные граждане имеют мирные профессии: врачи и учителя, писатели и строители, юристы, ректоры и преподаватели вузов, моряки и рыбаки и т.д.

А вот такое «краткое описание достижений и заслуг Ильи Лагутенко, кандидата на звание «Почетный гражданин города Владивостока» дает группа поддержки музыканта.

Известный в России и далеко за ее пределами музыкант и исполнитель Илья Лагутенко почти тридцать лет назад дал именно на владивостокской земле дыхание группе «Мумий Тролль», которая с тех пор приносит добрую славу Владивостоку.

Илья Лагутенко своей творческой деятельностью, отражающей атмосферу крупного приморского города - с его сопками, ласковым морем, шумом прибоя - сделал для популяризации Владивостока очень много. Его песни - «Владивосток-2000», «Шамора», «Морская» и многие другие, как и он сам, выросший во Владивостоке, стали визитной карточкой нашего города не только в России, но во всём мире.

Мальчиком Илья пел во владивостокском детском хоре; подростком - играл и исполнял свои песни на городских площадках; матросом Тихоокеанского флота - пел на военно-морских кораблях. Здесь же, во Владивостоке, он сделал свою первую музыкальную запись, которая тиражировалась по России, а далее и за рубежом. Чем более популярным становился Илья Лагутенко, тем более известным становился и Владивосток. Для молодёжи Владивостока престижно, что Лагутенко и его «Мумий Тролль» родом из нашего города. Сам Илья всегда включает в свой репертуар песни о море, о Владивостоке; он регулярно приезжает с гастролями в свой город, являясь, как он сам говорит, фанатом Владивостока. Песни, музыкальные альбомы Ильи Лагутенко занимают престижные места в музыкальных хит-парадах и завоёвывают премии ведущих музыкальных фестивалей и конкурсов.

Илья Лагутенко проявляет и свою социальную активность: он участвует в организации PSI по борьбе со СПИДом, является представителем России в Международной коалиции по защите тигров (International Tiger Coalition) и членом Попечительского совета международного фонда развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации «Батани».

В 2010 г. тиражом в 10.000 экземпляров в свет вышли мемуары Ильи Лагутенко «Книга странствий: Мой Восток», начинающаяся повествованием о Владивостоке.
В своих интервью зарубежным изданиям, федеральным, региональным и местным средствам массовой информации Лагутенко всегда с любовью говорит о Владивостоке.

В 2010 г. группа «Мумий Тролль» совершила военно-морской тур, главный концерт которого состоялся во Владивостоке. Группа выступила на крейсере «Варяг» (практически все песни моряки знали наизусть и пели с Ильёй Лагутенко хором). В День военно-морского флота состоялся многотысячный концерт на водной станции ТОФ.

ОФИЦИАЛЬНО

Выдержка из муниципального правового акта города Владивостока «Положение о звании "почетный гражданин города Владивостока"

Документ принят думой города Владивостока 10 декабря 2008 года
1. Общие положения
1.1. Звание "Почетный гражданин города Владивостока" (далее - Звание) учреждается в целях признания выдающихся заслуг граждан перед городом Владивостоком, поощрения их деятельности, направленной на пользу города, обеспечение его благополучия и процветания.
Присвоение Звания приурочивается к празднованию Дня города Владивостока.
1.2. Звания могут быть удостоены граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Присвоение Звания не зависит от факта рождения удостоенных его лиц в городе Владивостоке или проживания на его территории.
Звание присваивается персонально.
Звание не может быть присвоено лицам посмертно, а также имеющим судимость.
Почетный гражданин города Владивостока может быть лишен своего Звания решением Думы города Владивостока в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда.
1.2.1. Основанием для присвоения Звания являются:
достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социально-культурной, общественной, благотворительной и иной деятельности, способствующей улучшению условий жизни населения города Владивостока, социально-экономическому развитию города Владивостока;
общепризнанный личный вклад в дело подготовки высококвалифицированных кадров, воспитание подрастающего поколения, духовное и нравственное развитие общества, поддержание законности и правопорядка;
проявление личного мужества и героизма на благо города Владивостока.
Кстати, в соответствии с данным муниципальным правовым актом Почетным гражданам предоставляются следующие права и гарантии:
- право участия в торжественных заседаниях и праздничных мероприятиях, проводимых в городе;
- право внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами органов местного самоуправления;
- получение ежемесячной муниципальной выплаты в размере 10 000,0 (десять тысяч) рублей за счет средств местного бюджета.