Приезжие из стран СНГ не могут поправить статистику
13:04, 5 апреля 2011 ОбществоСогласно предварительным итогам переписи населения 2010 года, приморцев стало за восемь лет на 5,5% меньше. Сегодня количество жителей края составляет 1 956 426 человек. В то же время жителей Владивостока стало больше: в городе живут 619 тыс. человек — на 2 тысячи больше, чем зарегистрировано в прошлом году. Представители приморской оппозиции полагают, что причина сокращения численности населения кроется в социально-экономических проблемах региона. Эксперты полагают, что спасти ситуацию могло бы развитие частного бизнеса, в том числе и торговли подержанными японскими автомобилями, которая сильно пострадала от повышения пошлин в 2008 году.
Приморскстат опубликовал предварительные итоги всероссийской переписи населения в Приморском крае. По данным службы, население региона за восемь лет сократилось на 5,5% — с 2002 года край недосчитался 114 тыс. человек. По словам руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю Виктора Шаповалова, на момент переписи численность жителей Приморского края составила 1 956 426 человек. «Тенденция к сокращению населения в крае наблюдается с 90-х годов XX века. Но если рассматривать восемь лет в 90-х годах, до момента переписи 2002 года, то население края в тот период сократилось на 240 тысяч. А за восемь лет с 2002 по 2010 год — оно уменьшилось на 114 тысяч. То есть отток населения, хотя и продолжается, его темпы сократились почти в два раза»,— рассказал Виктор Шаповалов.
Для сравнения: по результатам переписи, население Хабаровского края сократилось на 6,3%, население Якутии выросло на 1%. Численность населения Магаданской области сократилась на 14%. Также в Хабаровском крае в 2010 году увеличился отток населения и резко снизилось число приехавших на постоянное место жительства: в другие регионы России в 2010 году уехали почти 3 тыс. человек, и это количество не смогли восполнить приезжие из стран СНГ. Если в 2009 году за счет миграции население края увеличилось на 52 человека, то в прошлом году миграционная убыль составила 2 644 человека.
Во Владивостоке, по данным Приморскстата, на начало 2011 года живут 619 тыс. человек по сравнению с 617 тысячами в 2010. В соседнем Хабаровске наоборот — население сократилось на 0,9% по сравнению с прошлым годом и составило 577, 7 тыс. человек.
В Приморскстате выразили надежду, что государственные инвестиции в инфраструктуру и экономику Приморья могут если не увеличить население края, то хотя бы прекратить его отток. «Приморье сейчас по численности населения находится на уровне 1980 года. В тот период как раз начинался рост численности населения. Это в 90-е годы произошло сокращение на 250 тысяч человек за десять лет. Я думаю, что те программы, которые на сегодняшний день работают в крае, позволят стабилизировать численность населения. Возможно, за счет миграционных потоков, возможно — за счет снижения темпов смертности, повышения рождаемости»,— рассказал «Ъ» господин Шаповалов.
Руководитель фракции КПРФ в Законодательном собрании Приморья Владимир Беспалов считает, что причины убыли населения кроются в социально-экономической обстановке, сложившейся в крае. «В Приморье смертность превышает рождаемость в 1,5 раза, в прошлом году исполнительная власть не стала поднимать зарплату бюджетникам, в краевой бюджет не были заложены средства на компенсацию ветеранам и инвалидам проезда в транспорте, процесс пошел только после вмешательства прокуратуры и суда. Нет краевой программы строительства детских садов. Приморье находится в хвосте по исполнению программы строительства жилья для молодых семей, недофинансируется полтора десятка краевых программ»,— резюмировал Владимир Беспалов.
Эксперты не спешат с оптимистическими прогнозами. По мнению директора Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаила Терского, государственные инвестиции в экономику и инфраструктуру Приморья не смогут коренным образом изменить демографическую ситуацию. «У людей растет неопределенность относительно своего будущего. Она рождает страх, а страх выталкивает людей с территории. Как только происходят ограничения внешнеэкономической деятельности, люди начинают ощущать неуверенность. Достаточно сложная ситуация с пенсионерами. В Приморье рассчитывают пенсию, как по всей России, а жизнь у нас дороже. Пенсионер в Нижнем Новгороде и у нас — это разные уровни жизни и разные возможности»,— считает Михаил Терский.
Выход, по мнению господина Терского, может быть в качественном повышении уровня жизни, в том числе и за счет развития традиционных для приграничного Приморья сфер бизнеса. «У нас есть социально-экономическая асимметрия между Дальним Востоком и центральной частью России. И только государственными вложениями эту асимметрию не убрать. Частный бизнес в Приморском крае — самостоятельный, но он не вписывается в общекорпоративную модель нашего государства. Не надо было трогать автобизнес и бизнес ввоза товаров из Китая. Это был наш шанс»,— считает Михаил Терский.