Российские дилеры настоятельно рекомендуют заказывать мартовские
17:53, 28 марта 2011 ПолитикаМировой автопром скатывается в новый кризис, предупреждают американские аналитики. Разрушенные японские заводы не могут обеспечить западные концерны оригинальными комплектующими, и в результате выпуск автомобилей на планете может сократиться на треть. Все эти заявления могут преследовать единственную цель - "разогреть" рынок, считают эксперты.
Сами представители автоконцернов сохраняют самурайское спокойствие. Никаких заявлений о грядущем "автоапокалипсисе" они, во всяком случае, не делают. А он обязательно случится, если в течение ближайших шести недель японцы не сумеют обеспечить бесперебойную поставку компонентов, уверены в американской консалтинговой компании IHS Automtive. По их прогнозам, выпуск автомобилей в мире может сократиться с 280-300 тыс. штук в день до жалких 100 тыс. Все это аукнется проблемами для глобальной экономики - автопром обеспечивает 10% мирового ВВП и примерно столько же рабочих мест в развитых странах. Получается, что на носу новый кризис?
На первый взгляд ситуация действительно развивается по пессимистичному сценарию. Крупнейший в Японии автоконцерн Toyota пока не возобновил сборку автомобилей на предприятиях, которые расположены в регионах, пострадавших от землетрясения. Простаивают несколько заводов Honda, у которой более 100 поставщиков находятся в зоне разрушений. Вполсилы работают и другие производители. Это может привести к дефициту таких моделей, как Toyota Corolla, Prius, RAV4, а также Honda Fit и CR-V, считают эксперты.
Тем временем о проблемах с поставками японских комплектующих заговорили на Западе. Американский автогигант General Motors объявил о приостановке выпуска автомобилей Opel Corsa и Opel Meriva на своих предприятиях в Испании. Французский альянс Peugeot-Citroen сообщил, что в два раза сокращает объемы производства на заводах в Испании и Словакии (там выпускается, в частности, популярный седан Peugeot 408). На серьезные перебои с поставками компонентов жалуется также немецкий концерн Volkswagen.
Ситуация оказалась более серьезной, чем это виделось еще неделю назад, разводят руками в инвестиционном банке Morgan Stanley. И удивляются, что у европейских автопроизводителей не оказалось "запасных" поставщиков автокомпонентов. Оценить последствия японского землетрясения для мирового автопрома пока трудно, соглашается глава Renault-Nissan Карлос Гон. Пострадать может даже российский АвтоВАЗ, который находится в кооперации с международным альянсом (со следующего года, к примеру, тольяттинцы планируют выпускать Nissan Almera Classic).
Единственными, кто не заметит дефицита запчастей, станут, пожалуй, китайские производители. Местный автопром самодостаточен и способен выжить практически "в одиночку". Другое дело, что выгоды от этого китайцам будет немного. Западные страны воздвигли настоящий "железный занавес" перед автомобилями из Поднебесной, которые им кажутся небезопасными. Хотя зачастую это обычный протекционизм.