Названы самые конфликтные банки Приморья

По официальным данным Приморского краевого суда и Арбитражного суда, только за второе полугодие 2010 года

15:35, 22 марта 2011 Политика

Эксперты проекта «Дальневосточные рейтинги» составили рейтинг самых конфликтных банков Приморского края. Результаты исследования, как и следовало ожидать, достаточно предсказуемы (ознакомиться с ними можно на сайте Dalrate.Ru).

В топ-листе наиболее конфликтных финансово-кредитных организаций оказались, как и следовало ожидать, наиболее крупные и активные банки края.

Как сообщили составители рейтинга, под конфликтностью в данном случае понимается, прежде всего, склонность банка разрешать противоречия с партнерами и клиентами путем «активного» противодействие интересам второй стороны. Предполагается, что подобная политика банка в отношении вкладчиков, заемщиков и юридических лиц – клиентов и партнеров заставляет вторую сторону обращаться в суды для защиты своих интересов, приводит к большому числу проверок со стороны государственных органов, служит причиной скандалов, освещаемым СМИ.

По официальным данным Приморского краевого суда и Арбитражного суда, только за второе полугодие 2010 года «Примсоцбанк»выступил ответчиком или истцом в суде более чем с тридцатью гражданами и более чем с пятнадцатью организациями. Составители рейтинга отмечают, что в определенной степени это количество судебных процессов компенсируется масштабами самого банка и показателями его деятельности в регионе (так, показатель отношения числа исков о взыскании долгов к кредитному портфелю держится на уровне других банков, действующих в регионе). Однако, данный банк периодически конфликтует с государственными органами и СМИ. По мнению экспертов, «Примсоцбанк» можно назвать самым конфликтным банком Приморья по отношению к СМИ. В течение 2010 года «Примсоцбанк» продолжал судебную тяжбу с многодетной семьей, которая получила общественный резонанс и стала поводом для негативных публикаций в прессе. В течение 2009-2010 годов «Примсоцбанк» неоднократно подавал в суд на средства массовой информации, но судебные процессы проиграл. Кроме того, банк имел конфликты с государственными органами, которые переросли в судебные тяжбы. В 2010 году «Примсоцбанк» даже был привлечен к ответственности управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю. Причиной стал некорректно, по мнению Роспотребнадзора, составленный кредитный договор.

Приморский филиал ОАО АКБ «Росбанк» с июля по декабрь 2010 года выступил ответчиком или истцом более чем в шестидесяти судебных тяжбах с физическими и юридическими лицами. Значительную часть из судебных тяжб составили иски о взыскании задолженности по кредитному договору или за расчетно-кассовое обслуживание. В то же время, показатели масштабов деятельности (кредитный портфель, объем вкладов и депозитов) организации в крае несколько ниже, чем у ряда других вошедших в рейтинг банков (к примеру, Сбербанка), поэтому весьма странно, что «Росбанк» имеет так много судебных тяжб. В то же время количество конфликтов со СМИ и государственными органами у данной организации незначительно.

Приморский региональный филиал ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» («Россельхозбанк») с июля по декабрь 2010 года стал участником более тридцати судебных процессов, значительная часть из них – по взысканию кредитной задолженности с заемщиков, с физических и юридических лиц, в том числе и с аграриев – основной целевой клиентуры банка. Кроме того, эксперты отметили натянутые отношения между «Россельхозбанком» и представителями рыбохозяйственной отрасли Приморского края. Напомним, на заседаниях отраслевых ассоциаций «рыбники» неоднократно поднимали вопрос о проблемах кредитования в Россельхозбанке и недостатках его кредитных программ, но, по их словам, ответного отклика не получали.

По словам экспертов проекта, при равном количестве судебных процессов огромную роль играют масштабы деятельности банка, что совершенно верно предусмотрено методикой рейтинга, в частности агрегированной формулой. Например, имеющий один судебный процесс на тысячу клиентов банк будет считаться менее конфликтным, чем имеющий один судебный процесс на каждые десять клиентов.
Стоит отметить, что значительное число исков той или иной финансово-кредитной организации о взыскании кредитной задолженности с недобросовестного заемщика может свидетельствовать о просчетах в кредитной политике, в частности, в механизме оценки платежеспособности. В свою очередь, выдача кредитов заемщикам с непроверенной кредитоспособностью может стать элементом рисковой кредитной политики банка, что потом приводит к большому количеству судебных тяжб с заемщиками – бизнесом и физическими лицами. Это, безусловно, значительно повышает показатель конфликтности банка.