К сожалению, коррупция в нашей стране приобрела масштабный характер. Для многих она стала привычным, обыденным явлением. И, к сожалению, опы
14:54, 22 марта 2011 ПолитикаКоррупция процветает там, где сила закона уступает силе отдельного решения, отдельного чиновника. Представить себе государство без чиновничьего аппарата невозможно, а значит, контроль за его работой, в том числе со стороны гражданского общества, должен быть постоянным и жестким.
При этом крайне важно продолжить системную работу по оптимизации численности государственного аппарата. Считаю, что должно быть как можно меньше должностей, на которых есть за что брать взятки. И с этой точки зрения сокращение числа чиновников – одна из действенных мер, направленных на борьбу с коррупцией.
К сожалению, коррупция в нашей стране приобрела масштабный характер. Для многих она стала привычным, обыденным явлением. И, к сожалению, опыт не только нашей страны, но и других стран показывает, что искоренить коррупцию полностью невозможно. Но кардинально снизить ее уровень – вполне реально. А для современной России - жизненно необходимо.
Именно на решение этой стратегической задачи направлен Национальный план противодействия коррупции, утвержденный в сентябре 2008 года. В том же году был принят федеральный закон «О противодействии коррупции», который закрепил базовые правовые основы политики государства в сфере противодействия коррупции. Речь идет об ужесточении ответственности за коррупционные преступления и одновременно о расширении возможностей по предупреждению и профилактике.
Наряду с базовым законом принят целый блок изменений более чем в 25 действующих законов. Так, поправки в федеральный конституционный закон о Правительстве ввели норму, обязавшую членов Правительства декларировать имущество и доходы – свои и членов своих семей. Эта мера также была распространена на депутатов всех уровней, на членов избирательных комиссий, на аудиторов Счетной палаты России, на служащих Центробанка, на органы суда, прокуратуры и милиции (теперь – полиции).
Введены дополнительные ограничения и обязательства в отношении государственных и муниципальных служащих. Законом существенно расширена сфера контроля за достоверностью предоставляемой ими информации о своем имуществе и доходах. Это касается, например, возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе для поиска имущества, подлежащего конфискации.
Должна быть и жесткая, – а главное, неотвратимая – ответственность за соответствующие преступления, в том числе – финансовая.
Депутаты Государственной Думы поддержали инициативу Президента о введении повышенных штрафов за взяточничество. Размер таких штрафов будет исчисляться кратно (от 25 до 100 раз) сумме самой взятки.
Законопроект был принят нами в первом чтении 9 марта. На внесение поправок ко второму чтению отведен месяц. Думаю, что в апреле мы примем этот закон в окончательной редакции.
В антикоррупционной работе большое внимание должно уделяться превентивным мерам. Поэтому очень важно законодательно установить простые, понятные и прозрачные правила взаимодействия бизнеса и граждан с властью.
Безусловно, этому способствуют меры по повышению открытости органов власти. Это и создание масштабных Интернет-порталов, таких как «zakupki.gov.ru», и расширение практики работы по принципу «одного окна» и т.д.
Если говорить о законодательном регулировании, то в течение последних двух лет был принят целый ряд таких законов. Речь идет о законах об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, об обеспечении доступа к информации о деятельности госорганов и местного самоуправления, об основах государственного регулирования торговой деятельности, об обращении лекарственных средств, о введении ЕГЭ, как единой формы аттестации школьников. Этот перечень законодательных решений можно продолжать – все они имеют антикоррупционную составляющую.
Особая тема – госзакупки. Начиная с 2006 года, на территории России действует единый порядок размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Его задача – обеспечить прозрачность, объективность и честную конкуренцию при проведении конкурсов, при заключении государственных или муниципальных контрактов. За пять лет наработанная практика выявила необходимость серьезной переработки закона с учетом особенностей разных товаров, работ, услуг. Об этом шла речь в Послании Президента Федеральному Собранию.
Депутатами Государственной Думы подготовлена новая концепция закона, обсуждению которой мы хотим придать широкий и всесторонний характер. Эта работа уже начата в Государственной Думе в рамках «круглого стола», который состоялся на этой неделе.
В целом правовые условия для борьбы с коррупцией мы будем совершенствовать постоянно и по всем необходимым направлениям. Но этого, конечно, еще недостаточно.
Пора изменить отношение общества, в том числе на бытовом уровне, к коррупции. Что имеется в виду? С одной стороны, каждый понимает, что взятка – это не просто плохо, но и противозаконно. С другой стороны, решение какого-нибудь «вопроса» при помощи взятки в массовом сознании считается более простым и понятным способом, чем законный путь. И что не менее горько: для многих так привычнее. Такой стиль поведения проявляется всюду: от ситуаций на дорогах до конкурсных процедур при тех же госзакупках.
Подчеркну: каждый россиянин должен включиться в борьбу с коррупцией: жить не по принципу «ты – мне, я – тебе», а в соответствии законом.
Ведь правовое государство, в конечном итоге, возникает не там, где принимается много хороших законов, а там, где они все и всеми исполняются.