Генеральный директор старательно выбирает заготовку и отправляет ее в раскаленный горн. Заместитель помогает шефу повязать фартук и оба с
16:52, 24 февраля 2011 ОбществоГенеральный директор старательно выбирает заготовку и отправляет ее в раскаленный горн. Заместитель помогает шефу повязать фартук и оба становятся к наковальне. Через час работы обычный железный прут приобретает в умелых руках изгиб крыла.
Когда остывшую сталь дополнят цветные стеклянные стразы, на свет появится диковинная птица. Настоящее произведение рук кузнецов мастерской «Ильмень», вчерашних мастеров военного дела. Своим делом они доказывают, что не бывает бывших офицеров. Тем более флотских.
Жизнь после службы
О прежней службе морским офицерам Виталию ГУДЫМЕНКО и Геннадию ФИЛЕНКО каждый день напоминает рында, повешенная у входа в мастерскую и отсчитывающая новое время. Время личной ответственности за свою судьбу и гордое древнее имя «Ильмень», перешедшее к кузнечной мастерской от разведывательного корабля ТОФ, отправленного в запас.
Для человека в погонах карьера никогда не была пустым словом. Когда служба заканчивается, найти свое второе призвание военным всегда крайне сложно. Выбор нового пути тем проще, чем больше он основан на традиции. Перед таким выбором оказались два морских офицера, когда в 91-м году судьба заставила снять погоны и обосноваться на берегу. При этом курсы переподготовки не стали панацеей. Банальные варианты со службой охраны или МЧС не рассматривались.
Выбор кузнечного дела только на первый взгляд казался редкостью для моряков. Объяснением неординарного решения послужил тот факт, что у Виталия открылись наследственные склонности — прадед и дед были потомственными кузнецами. В память о дедовом мастерстве с послевоенных лет в семье до сих пор хранятся искусно сделанные ножи. Материалом для поделок служили немецкие каски.
За секретами — в Питер
На деньги, полученные при увольнении в запас, друзья арендовали небольшое помещение цеха по соседству с Базовым матросским клубом. Привели его в порядок, собрали оборудование, которое в цехах военных заводов посчитали ненужным. Нашли свое применение списанные горны, наковальни и паровой молот. Дело спорилось благодаря крепкой дружбе, которую мужчины сохранили еще с учебы в Киевском высшем военно-морском политическом училище.
— Познакомились можно сказать на шлюпочной скамье, — рассказывает Геннадий. — Виталя выступал за сборную по гребле на ялах. Поразило, что эти ребята в валек весла, который нормальному человеку и так поднимать напряжно, заливали расплавленный свинец. С годами понял, что и характер у моего товарища железный — под стать мускулатуре.
Сложнее оказалось с навыками и секретами мастерства. Пришлось садиться за учебники, идти за наукой к старым мастерам. Многое удалось почерпнуть у владивостокских кузнецов высочайшего класса Анатолия Вознюка и Александра Горбунова. Именно с ними в цехах 178-го завода набивал руку офицер Гудыменко. Этих людей считает своими учителями.
Три года были посвящены учебе у мастеров кузнечного дела в Москве и Санкт-Петербурге. Тихоокеанцы с теплотой вспоминают науку, которую преподали Владимир МАРКОВ и Владимир СОХОНЕВИЧ, Владимир СИДОРЕНКО и Игорь ПАНАСЕНКО — настоящие мастера художественной ковки. Эти уроки профессии помогли разглядеть и найти в металле его строгую красоту.
Подарок самураям
Профессиональный почерк мастеров «Ильменя» — творчество с большой буквы. Поиск и фантазия видны в каждом завитке металла, будь то подсвечник с элементами меднения, каминная решетка или садовая мебель.
— Искусство народных промыслов — настоящий пласт культуры. Хотим чаще представлять его на общий суд, — говорит Виталий. — Вот и сейчас в честь Дня защитника Отечества откроем в Доме офицеров флота выставку своих работ.
Кузнецы предпочитают кованый металл в естественном виде, а покрытие на изделие делают уже по желанию заказчиков. Часто по манере исполнения работы кузнецов близки к ювелирному делу. Случались и вовсе редкие случаи.
Однажды бригаде «ильменьцев» пришлось колдовать над высоколегированной (особо прочной) сталью. Заказчиком двух палашей стал сам командующий Тихоокеанским флотом. Оружие было вручено японскому адмиралу во время официального визита российских кораблей в Страну восходящего солнца. Сложность необычного заказа заключалась в том, что изделие должно было иметь не только товарный вид, но и быть в рабочем состоянии. А добиться этого можно лишь при абсолютном знании структуры металла и температурного режима его обработки. Подарок, очевидно, пришелся по душе, поскольку со следующим заказом в мастерскую явился сам консул Японии во Владивостоке. Однако дипломат получил отказ — работа с холодным оружием стала исключением из правил. И только в единственном случае.
Впрочем, о мастерах из Владивостока наслышаны по всей России. Гудыменко и Филенко являются лауреатами биеннале визуальных искусств. Работы компаньонов включены издательством «Мир металла» в двухтомник современного кузнечного искусства «Кузнецы России». Стены мастерской украшают дипломы и медали Хабаровской международной ярмарки пяти последних лет и «Профессиональный сертификат Союза кузнецов».
Мастера художественной ковки достигают расцвета своего таланта к 50–60 годам, когда за плечами — долгие годы тяжелого и небезопасного труда. Не бывает месяца, чтобы мастер не получил какую-нибудь травму. Но мужчины из «Ильменя» не собираются только по этой причине «ложиться в дрейф». Они продолжают работать и творить. Они сошли на берег не для того, чтобы раствориться в толпе или потеряться на задворках жизни.