По мнению политиков и экспертов, России нужно не разжигать антикитайскую истерию, а развивать Дальний Восток и сотрудничать с Пекином на р
13:06, 24 февраля 2011 ОбществоС легкой руки некоторых аналитиков в отечественных СМИ периодически муссируется тема китайской экспансии в Сибири и на Дальнем Востоке. Коллеги-журналисты любят порассуждать о том, что чуть ли не половина России уже находится в экономической кабале у соседней державы. Модным трендом стали разговоры по поводу территориальных притязаний КНР, претендующей на наши бесценные и неисчислимые ресурсы.
В феврале этого года очередной всплеск панических настроений по поводу внешней политики Пекина вызвала публикация в «Независимой газете» с громким заголовком «Китайцы вкладывают в российские регионы больше, чем Москва». Ссылаясь на информацию агентства «Синьхуа», газета пишет, что «китайские инвесторы учредили в Амурской области, Приморском и Хабаровском краях, а также в Еврейской автономии 34 специальные китайские зоны, куда инвестировали около 3 млрд. долларов. Для сравнения: Москва обещает в этом году перечислить в бюджеты этих регионов почти в три раза меньше денег – в пересчете на доллары – менее 1 млрд».
Сопоставление государственных дотаций, направляемых федеральным центром на выравнивание бюджетов регионов, с частными иностранными инвестициями выглядит нелогично и некорректно. И если китайские журналисты могут этого не понимать либо сознательно допускать профанацию в целях пропаганды, то их московским коллегам не к лицу допускать подобные неточности.
Китайский источник посылает своей аудитории четкий сигнал: Пекин скупил весь российский Дальний Восток, до которого у Москвы не доходят руки. Непонятно, зачем отечественное издание транслирует этот заведомо ложный сигнал, да еще и усиливает его!
«Китайские власти уже создают на своей территории специальные органы по управлению зонами освоения в России. Таким образом, процесс освоения российского Дальнего Востока управляется и контролируется не столько из Москвы или Хабаровска, сколько из Харбина – точнее, из «специальной руководящей группы», созданной китайскими чиновниками в администрации провинции Хэйлунцзян. Управление из КНР китайскими зонами на территории России вполне оправданно – ведь кто платит, тот и заказывает музыку», - пишет «Независимая газета».
Редакция «АмурПолит.ру» попросила прокомментировать эту информацию авторитетных специалистов по российско-китайским отношениям. В частности, член Совета Федерации РФ от Правительства Амурской области Игорь Алексеевич Рогачев, в 1992-2005 гг. занимавший пост Чрезвычайного и Полномочного Посла России в КНР, оценивает содержание публикации в «НГ» скептически.
«В опубликованной «НГ» статье автор выступает с новым вымыслом, бросающем тень на внешнюю политику нашего соседа – Китая, - отмечает сенатор. - Утверждается, что КНР проводит государственную политику по освоению новых территорий на российском Дальнем Востоке и для этого наращивает там свои инвестиции. А ведь еще в мае 2009 года на совещании в Хабаровске, посвященном приграничному сотрудничеству России и Китая, Дмитрий Медведев подчеркнул, что для развития нашего Дальнего Востока важно увеличить приток китайских инвестиций. В рамках "Программы сотрудничества на 2009-2018 гг. между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и Северо-Востока КНР", подписанной Президентом Д.А. Медведевым и Председателем Ху Цзиньтао, сейчас проводится постоянная работа по поиску китайских инвестиций для российских предприятий».
Игорь Алексеевич напоминает, что, по данным российского Торгпредства в Пекине, по объему инвестиций Китай даже не входит в первую десятку стран, которые вкладывают деньги в российскую экономику. На конец первого полугодия 2010 года общий объем накопленных китайских инвестиций в России составил 11 млрд. 442 млн. долларов, из них прямых всего лишь 899 млн. долларов.
«К тому же, речь идет не о 34 зонах, а о 34 инвестиционных проектах, - продолжает сенатор. - На территории Восточной Сибири и Дальнего Востока пока не создано ни одно особой экономической зоны промышленного типа, хотя такая работа активно ведется и в Забайкальском и Приморской краях и в Амурской области».
Точку зрения политика поддерживает председатель правления Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев: «Информация о том, что на Дальнем Востоке России китайские предприниматели инвестировали в специальные китайские зоны около 3 млрд. долларов, не соответствует действительности. Речь идет об участии китайских инвесторов в российских специальных проектах. Тех самых проектах, которые мы предлагаем китайским предпринимателям. Также сумма о китайских инвестициях в 3 млрд. долларов преувеличена в сотни раз».
«Вся информация, изложенная в статье «НГ» по провинции Хэйлунцзян, не совсем корректна, - отмечает Сергей Санакоев. - Эта провинция работает на привлечение таких китайских компаний, которые смогут инвестировать средства в российские проекты, то есть китайцы участвуют в российских инновационных и инвестиционных проектах.
В реальности же ситуация в корне отличается от информации, представленной в статье: китайские предприниматели лишь инвестируют в некоторые российские проекты, при том что их участие в любом из них предварительно согласовывается и одобряется российским правительством местного, регионального или федерального уровня в зависимости от масштабов конкретного проекта. Подобного рода публикации не способствуют установлению благоприятного инвестиционного климата в данном регионе и, наоборот, отталкивают наших партнеров от участия в данных проектах».
Что касается китайской администрации по управлению Дальним Востоком, то амурский сенатор Игорь Рогачев назвал это нонсенсом. «Автор статьи изобрел тезис о существовании в Китае «органов по управлению зонами освоения в России», - считает Игорь Алексеевич. - Судя по всему, речь идет об административных органах, координирующих реализацию указанной выше российско-китайской Программы сотрудничества (автор об этой Программе, видимо, ничего не знает). Кстати сказать, было бы полезно и нам создать аналогичную «специальную руководящую группу» или правительственную комиссию по укреплению сотрудничества с китайским Северо-Востоком».
Причем, следуя примеру соседей, разместить данную комиссию или руководящую группу целесообразно либо в Хабаровске (центре Дальневосточного федерального округа), либо в центре одного из приграничных регионов – например, в Благовещенске.