Первый и единственный президент СССР отмечает 80-летие
10:45, 18 февраля 2011 ОбществоОтношение к юбиляру, как и к некогда существовавшему СССР – стране в одну шестую части суши, неоднозначное. Кто-то при имени Горбачев вспоминает разрушенную Берлинскую стену, рухнувший «железный занавес», а кто-то – дефицит продуктов в магазине и сухой закон.
А был еще Форос, где Горби – так называли президента СССР во всем мире – оказался пленником своих политических соперников – участников путча ГКЧП. Он все пережил – и развал Советского Союза, и крушение политических планов и надежд, и даже – смерь любимой супруги. Он с достоинством живет в современной России, с открытым забралом выходит на встречу с оппонентами. Потому что ему нечего таить от народа, который однажды избрал его президентом – он ничего не украл, не приватизировал на детей и внуков, не купил остров в далеком океане. Он живет по совести здесь и сейчас – в России.
- Бывают моменты, когда я жалею о некоторых вещах, которые сделал, - признается Горбачев. - Были ошибки, которые можно было не допустить, но мы их допустили. Не удалось до конца что-то довести. Но было сделано и то, что сохранилось после перестройки, и это позволяет обществу говорить о том, что обратного хода истории уже не будет…
100-летний юбилей
2 марта 2011 года Михаил Горбачев отметит 80-летие. Празднование решено разбить на два дня.
- Мы готовим большой благотворительный концерт в Лондоне, который приурочен к 80-летию деда, - рассказала нам внучка Михаила Горбачева Ксения. – Его организацией занимается именно наша семья. И это, можно сказать, наш подарок дедушке. Мама уже занимается программой второго дня празднования, который будет проходить в Москве. Мы устроили выставку фотографий, на которых запечатлен дед, исторические, узнаваемые моменты времен перестройки. Она будет проходить и в Москве, и в Берлине. Что касается материальных подарков для Михаила Сергеевича - то мы даже не знаем, что и придумать. У него все есть! Когда деду задаешь вопрос: «Что для тебя выбрать?» - он машет рукой и отвечает: «Да ничего мне не надо!»…
Сам Михаил Сергеевич к собственному юбилею относится философски.
- Я никогда не думал, что мне придется праздновать 80-летие, - говорит Михаил Сергеевич. - Когда мы перестройку делали, то мечтали дожить хотя бы до 2000 года. Я не могу хвастаться своим возрастом и тем, что я такой вот бодрый старичок… Слишком часто стал посещать больницы - и не просто посещать, а уже находиться там длительное время. Вот и после празднования юбилея мне предстоят еще мероприятия, связанные с этим делом. Но я буду держаться! Я многое пережил, и в свои 80 лет ощущаю, что прожил уже несколько жизней, а может и все сто лет… Было много великих радостей и много тяжелых потерь, испытаний. Все уместилось в эти годы. Я человек, для которого очень важно, чтобы, находясь в этой жизни, и делая то, что предназначено судьбой, не приносить вреда людям. Мне всегда хотелось приносить людям только счастье!..
Фотография на память
Как выяснилось, Михаил Горбачев очень любит рассматривать старые фотографии. Он считает, что, глядя на исторические снимки, можно снова пережить забытые эмоции.
- Иногда западная пресса - да и наша советская - ретушировала мое родимое пятно, - вспоминает Михаил Сергеевич. – Некоторые его просто убирали с фото. Однажды я получил ТАСС-овский портрет - и обомлел. Красавец такой – ничего лишнего, все заретушировано! Но я не люблю такие фотографии - это ведь неправда! Я нормально отношусь к тому, что про меня много пишут, много говорят. Когда-то у нас был спор о чем-то с Маргарет Тэтчер, мы с ней долго что-то друг другу доказывали. Видимо, ее поразило то, как я был спокоен в этом споре. И через какое-то время она мне сказала: «Я знала, что вы человек без нервов, но теперь я в этом убеждена!»… Я человек уравновешенный, спокойный, хотя мне пришлось, уж и не знаю, сколько жизней прожить, сколько решений принять, сколько всего перенести!.. Жаль, что Раиса Максимовна не смогла вынести всех испытаний, которые выпали на нас….
Раиса Максимовна
Горбачев стал первым президентом СССР, а его супруга Раиса Максимовна – первой леди Страны Советов. Причем, истинной леди. Она всегда была рядом с мужем, вызывая пересуды, чье-то недовольство, сплетни недоброжелателей. Ведь до нее жены первых лиц государства всегда держались в тени…
Раиса Максимовна ушла из жизни в сентябре 1999 года. Она мужественно боролась с тяжелым заболеванием крови – лейкозом. Даже после смерти Горбачевой ее имя помогает больным. В 2006 году в Лондоне был создан Международный Фонд имени Раисы Горбачевой - он финансирует проекты, направленные на борьбу с детской лейкемией. Ее именем назван Институт детской гематологии и трансплантологии в Санкт-Петербурге.
- Отношения бабушки и дедушки все мы до сих пор считаем идеалом, - говорит внучка юбиляра Ксения Горбачева. - Но теперь мне уже понятно, что это не правило, а скорее, счастливое исключение: когда мужчина и женщина так бережно и нежно относятся друг к другу. И мама тоже говорит, что проблема всей ее жизни состояла в том, чтобы найти такого же достойного мужчину, как ее отец. Наверное, поэтому мы так часто разочаровывались в мужчинах…
- Как относились друг к другу Михаил Сергеевич и Раиса Максимовна дома, когда они были не на людях?
- Дедушка имел привычку считаться с бабушкой во всем. Он ни при каких обстоятельствах не мог сказать: «Я вот так решил, а ты быстро должна это сделать!» Даже если он чего-то очень хотел - искал очень дипломатичные ходы. Например, мог зайти издалека: «Мне бы очень хотелось - если ты, конечно, не возражаешь…». Но и бабушка всегда шла ему навстречу. В этом была главная особенность их отношений.
- Михаил Сергеевич восхищался женскими качествами Раисы Максимовны? Ведь она всегда была очень ухожена, красиво одета.
- Бабушка ему очень нравилась. Но и она часто спрашивала: «Как ты считаешь – я нормально выгляжу?» Конечно, она понимала, что дедушка как мужчина не может ей дать совет, какое платье надеть. Ее интересовало его общее впечатление: нравится или нет?
- Было мнение, что Раиса Максимовна оказывает «политическое» влияние на Михаила Сергеевича. Было такое?
- Она ничего не подсказывала дедушке и не могла подсказывать. Но они говорили обо всем на свете! Дедушка рассказывал ей многое, но она не могла сказать: «Ты должен сделать вот так!» Она и не стремилась к этому. И советов даже не давала. В разрешении жизненных ситуаций бабушка была очень сильной, так как она была на редкость мудрой женщиной.
- Она очень мужественно боролась за жизнь - видимо, у нее был очень сильный характер?
- Она показала нам, что такое терпение и мужество. С этими качествами она жила с тех пор, как дедушка стал занимать высокие посты.
- Российские врачи-гематологи говорят, что дорогу лечению лейкоза современными методами проложил именно Михаил Сергеевич…
- Да, и бабушка, и дедушка очень много сил отдавали этому. Особенно в области детской гематологии… Еще до того, как стало известно, что бабушка больна. Такое вот совпадение…
- Михаил Сергеевич изменился после смерти Раисы Максимовны?
- Он вернулся к работе, к жизни… Усилием воли пережил это горе. Но что-то в нем ушло безвозвратно вместе с уходом бабушки… По-другому, наверное, и не могло быть - они были вместе почти 50 лет…
Семейные ценности
Для России он – бывший президент СССР, для мира – «отец перестройки» и лауреат Нобелевской премии Мира. А в своей семье он - любящий отец, дважды дедушка и уже – прадедушка: старшая внучка Ксения подарила ему правнучку Александру, ей уже два с половиной года.
- Ксения, каков Михаил Сергеевич в роли дедушки?
- Он лояльный. Для человека его поколения и воспитания он всегда был фантастически демократичен ко многим моим выходкам и выходкам моей сестры. Он до сих пор нам многое прощает.
- А прадедушкой быть получается?
- Это вообще нечто нереальное! Александра Дмитриевна – это единственный человек, который может сказать деду: «Уходи!» - и он послушается ее и уйдет, хотя видно, что ему хочется еще побыть с ней. Это единственный человек в нашей семье, которому пока позволено все и без ограничений. Дедушка в ней души не чает, засыпал ее подарками!
- На вашей визитке написано: Ксения Горбачева. Это ваша официальная фамилия?
- Да, после развода с первым мужем я взяла фамилию дедушки. Сейчас у меня второй брак, но менять фамилию я не собираюсь…
- Как Михаил Сергеевич на это отреагировал?
- Хорошо. Мама до сих пор носит фамилию мужа - Вирганская, носили ее и мы, две девочки. И дедушкина фамилия могла просто исчезнуть. Но теперь я буду продолжать ее. Дедушку это обрадовало.
Отдаленная перспектива
Все чаще социологи, политологи и медики говорят о том, что якобы провалившийся «сухой закон» Горбачева требует реабилитации. Только теперь, почти двадцать пять лет спустя, стало понятно, что даже такой короткий период «непития» дал свои плоды. Были сохранены сотни тысяч жизней, дарованы новые жизни… И это - при том, что длилась антиалкогольная компания всего два года – с 1985 по 1987 год. Ее свернули из-за массового недовольства народа, который мучительно отвыкал от крепкого спиртного.
- Я недавно смотрел передачу, где гости в студии обсуждали времена перестройки, - рассказал нам Михаил Сергеевич. – И там так говорили: «А с чего это вдруг Горбачеву в голову взбрело делать антиалкогольную кампанию?». И это заявляли люди, которые взяли на себя ответственность судить о времени. Быть профаном в таких вещах непростительно!
Мне хотелось спасти народ - хотя бы будущих детей! Андрей Громыко (при Брежневе – министр иностранных дел, при Горбачеве - председатель Президиума Верховного Совета СССР, в 1988 году этот пост занял сам Горбачев – прим. автора) рассказал мне однажды, что у него с Брежневым состоялась такая беседа. Громыко говорит Генсеку: «Ну что делать - беда! Алкоголь гробит страну, семьи, производство, женщин, детей - да все губит на корню!» Сказал - и ждет реакции Брежнева. А Леонид Ильич задумался и отвечает: «Знаешь, Андрей, наш народ, наверное, без водки жить не может!» И это был, наверное, очень точный ответ. Так и у нас вышло.
Через два года мне пришлось объявить о завершении антиалкогольной компании. Народ не смог жить без водки! А ведь мы к этой кампании готовились тщательно. Разослали письма на крупные заводы, фабрики, в учреждения - и отовсюду пришел один и тот же ответ: «Погибает нация, введите сухой закон!» Мы стали это обсуждать. Вот, казалось бы, все продумали - а не получилось... Это лишь один из моментов перестройки, но он - самый обсуждаемый и актуальный до сих пор. Даже есть анекдот на эту тему. Стоит очередь за водкой – километра на два растянулась. Медленно движется. И все ругают Горбачева. Один говорит: «Ну что за черт - я сейчас пойду в Кремль и просто убью его!» Ему говорят: «Иди!». Проходит час, мужик возвращается. «Ну что, убил?» - «Да нет - туда еще больше очередь!»… Видимо, я обладаю каким-то запасом чувства юмора, раз спокойно принимал и принимаю такие анекдоты. Но ведь они обо мне - человеке, который отдавал душу, силы, здоровье, чтобы решать такие проблемы. Я все делал по зову сердца и на совесть. И нам, наверное, еще рано подводит итоги перестройки. Главное - не бояться обсуждать, пытаться понять, объяснять новым поколениям, что это было за время. Мы должны сказать своему народу всю правду!..