- Я не хочу ничьей крови! Я требую лишь установить, является ли прапорщик Ожегов виновником данного происшествия или нет. Если будет надо, я
18:14, 16 февраля 2011 Происшествия30 мая 2009 года около половины седьмого вечера на 148 километре грунтовой дороги Михайловка–Турий Рог на большой скорости слетел в кювет и перевернулся автомобиль «Тойота-Карина». В результате ДТП погиб пассажир иномарки 14-летний Максим Евтушенко. Камень-Рыболовский гарнизонный военный суд признал водителя «Тойоты-Карины» прапорщика Антона Друзяку виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.264 ч.3 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства), и приговорил его к двум годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Между тем мама погибшего Татьяна Евтушенко убеждена, что следствие не до конца разобралось в этой истории. И что на скамье подсудимых также должен сидеть прапорщик Сергей Ожегов (фамилия изменена), проходивший по этому делу как свидетель.
Не было печали…
Свой 17-й день рождения Алексей Цвигун отмечал на побережье озера Ханка недалеко от Широкой пади, это примерно в двух километрах от поселка Турий Рог. На пикник он пригласил друзей-товарищей, которых знал с малолетства, всего человек пятнадцать. Настроение у гостей и виновника торжества было отличное, и не только благодаря водке и пиву. Погода в этот день задалась, а впереди парней ждали три безмятежных летних месяца: многие из приглашенных еще не окончили среднюю школу.
Максим Евтушенко, пожалуй, был самым юным в этой компании, тем не менее высокий и крепкий подросток держался с приятелями на равных. На фото с пикника он стоит среди друзей, улыбаясь. И никто из этих ребят даже не мог тогда подумать, что через пару часов их веселье закончится трагедией, а один из них навсегда покинет этот мир.
…Антон Друзяка, прапорщик-контрактник краевого погрануправления ФСБ РФ, присоединился к компании отдыхающих около 17 часов. Он приехал на автомашине «Тойота-Карина» 1991 года выпуска. Здесь уже находился его несовершеннолетний брат Максим. Минут через 10-15 после его приезда на поляне у костра появляется еще один важный фигурант этой истории, прапорщик Сергей Ожегов, на тот момент он проходил военную службу по контракту на пограничной заставе «Турга». Ожегов приехал с подругой и привез две бутылки пива «ДВ Светлое», по 1,5 литра каждая. По рассказам свидетелей, около 18 часов Ожегов предложил честной компании поехать в поселок, чтобы поиграть в футбол. Большинство присутствующих с его предложением согласилось: на поляне стало скучно. Часть гостей села на мотоциклы, остальные разместились в «Тойоте-Карине» Антона Друзяки и в «Хонде-Торнео» Сергея Ожегова. Максим Евтушенко сел на заднее сиденье «Тойоты-Карины». До трагедии остались считаные минуты.
Кто кого ударил?
Первым по грунтовке в сторону Турьего Рога рванул Антон Друзяка, за ним – Сергей Ожегов и мотоциклисты. «Тойота-Карина», оставляя за собой клубы пыли, стала резко набирать скорость. Ожегова это закусило, какая-то раздолбанная «Карина» с помойки уходит от его новой «Хонды»! Он при каждом удобном случае хвастался своей мощной машиной.
Свидетель А. С. Новиков, находившийся в «Хонде-Торнео», рассказывал: «В тот момент я понял, что Ожегов хочет погоняться, то есть выяснить, кто из них быстрее ездит или у кого мощнее машина». При этом Антон Друзяка ехал по своей полосе, а Ожегов – по встречной.
По словам многочисленных свидетелей, скорость у обеих машин во время гонки достигала от 100 до 140 км/час, то есть была гораздо выше 90 км/час, допустимых на грунтовой дороге правилами дорожного движения (ПДД). К примеру, А. С. Корбышев, находившийся в машине Антона Друзяки, рассказывал, что скорость «Тойоты-Карины» «составляла около 140 километров в час».
«Состязания» были недолгими. На очной ставке между обвиняемым Друзякой и свидетелем Ожеговым Антон Друзяка рассказывал, как, пытаясь обогнать «Тойоту-Карину», Ожегов прижимал его к обочине. По словам обвиняемого, когда автомобиль «Хонда-Торнео» был на полкорпуса впереди, Ожегов резко совершил маневр вправо, «подрезал» и ударил серединой своей машины в левое переднее колесо «Карины». Друзяка услышал какой-то хлопок. «С целью избежать дальнейшего столкновения стал прижиматься вправо к обочине, выехал на обочину и, проехав по ней, начал переворачиваться».
Ожегов выдвигал свою, естественно, противоположную версию столкновения. Он утверждал, что не «подрезал» Друзяку и резкого маневра вправо не совершал. И что это «Тойота-Карина» врезалась в его автомобиль. Свидетели также по-разному описывают момент столкновения: находившиеся в «Тойоте-Карине» говорят, что это Ожегов их ударил. Пассажиры «Хонды-Торнео» - обратное. Между тем по Турьему Рогу сразу же после ДТП поползли слухи, что виновником трагедии был именно водитель «Хонды-Торнео». На это, например, указал в протоколе допроса Алексей Цвигун. Кстати, по словам свидетелей, столкновение произошло во время обгона на повороте, хотя Ожегов утверждал, что обгонял «Тойоту-Карину» по прямой.
Друзья заметали следы…
Максим Евтушенко вылетел из «Тойоты-Карины» во время кувыркания автомобиля. Он пролетел примерно три метра и, ударившись о дерево, упал на землю без признаков жизни. Парень не реагировал даже на запах нашатырного спирта, его лицо было залито кровью. Водитель «Карины» и остальные три ее пассажира отделались синяками и шишками.
На месте ДТП сразу же началась суета по сокрытию улик. Кто-то сказал, что «Тойоту» надо убрать подальше, и один из гостей, Юрий Ерышев, сгонял на мотоцикле в деревню и вернулся на микрогрузовике, оборудованном краном. Разбитую «Тойоту-Карину» нашли в лесном массиве, примерно в 400 метрах от места ДТП, куда ее отвез Ерышев.
Еще два парня, А. Бадеев и С. Крючков, съездили в село за водой – на всякий случай.
Когда на место трагедии прибыли родители Максима Евтушенко, то они не увидели ни поцарапанной «Хонды-Торнео», ни искореженной «Тойоты-Карины», ни битого стекла на земле, а лицо их сына было тщательно обмыто.
На вопрос, когда это случилось, Антон Друзяка хладнокровно отвечал: «Только что». Врачи «скорой», прибывшие на место происшествия, сразу же засомневались в его временной привязке. По их оценке, с момента ДТП прошло уже около 40 минут.
Максим Евтушенко, получив «сочетанную комбинированную травму тела с разрывом легких и правой подключичной вены, сопровождающейся острой массивной кровопотерей», скончался по пути в больницу.
Кругом ложь и обман
Инспектору ДПС, прибывшему на место трагедии, Максим Друзяка сказал, что это он находился за рулем перевернувшейся «Тойоты-Карины». Чуть позже парень объяснит свой поступок желанием спасти от проблем старшего брата, единственного кормильца в семье. Максим наивно полагал, что ему, как несовершеннолетнему, ничего серьезного не будет.
Аналогичную версию ДТП изначально распространял и Антон Друзяка, заявляя, что он возвращался с пикника на мотоцикле, а его родной брат ехал впереди на автомашине «Тойота-Карина». Тем самым братья умышленно направляли следствие по ложному пути. И поскольку в первые часы после ДТП вину за случившееся взял на себя Максим Друзяка, то он и проходил медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Алкоголя в его крови не было.
Зато алкоголь в крови наверняка был у Сергея Ожегова, он вместе со всеми пил пиво, это неоспоримый факт. Об этом следователю рассказали как участники кровавого пикника, так и сам Ожегов. То есть, собираясь в Турий Рог на футбол, свидетель Сергей Ожегов сел за руль своей «Хонды-Торнео» нетрезвым. И этот немаловажный нюанс почему-то остался без внимания следствия и гарнизонного военного суда.
Буквально на другой день после ДТП, когда станет известно имя истинного водителя «Тойоты-Карины», выяснится, что у Антона Друзяки никогда не было водительского удостоверения на право управления транспортным средством! А «Тойоту-Карину» купил на авторазборке его младший брат. Приобрел «как запасные части» – за 10 тысяч рублей. Тем не менее машина была на ходу, но без госномеров. Их откуда-то принес все тот же Максим.
Следствие установит, что за государственным регистрационным знаком А 592 ХА 25 РУ числился автомобиль ЗАЗ 968, 1980 года выпуска, красного цвета. 17 января 2007 года «Запорожец» был снят с учета в связи с его утилизацией.
Предать и забыть
Исходя из выводов эксперта-автотехника Александра Головкина в данном случае между действиями водителей автомобилей «Хонда-Торнео» и «Тойота-Карина» есть прямая причинная связь с данным ДТП. Говоря проще, их действия послужили причиной ДТП. Эта же мысль озвучена в приговоре гарнизонного суда. Определяя подсудимому Друзяке меру наказания, суд принял во внимание возможное совиновное деяние других лиц, способствовавших совершению преступления. То есть в гибели Максима Евтушенко виновны оба водителя, пусть и в разной степени!
Почему же тогда уголовное дело было возбуждено только против Антона Друзяки? Почему Сергей Ожегов выступает здесь свидетелем? Почему следствие и суд не взяли во внимание показания свидетелей Р. А. Фоменко, А. С. Онищука, А. С. Цвигуна и других, заявлявших, что именно автомобиль Ожегова столкнулся с машиной Друзяки, в результате чего произошло опрокидывание «Тойоты»?
Татьяна Евтушенко, мама погибшего Максима, трижды писала заявления с просьбой возбудить уголовное дело против Сергея Ожегова. И трижды следователи 304-го следственного отдела СК при прокуратуре РФ по ТОФ выносили постановления об отказе. Но каждый раз, когда Татьяна Игоревна обращалась с жалобами в суд на действия следователей, данные постановления отменялись. У женщины создалось впечатление, что следователи намеренно тянут время.
Между тем, по словам Татьяны Игоревны, когда уголовное дело № 21/19/0060-09 Д по факту ДТП на берегу озера Ханка было возбуждено, следователь говорил, что аналогичное уголовное дело будет возбуждено также и против Ожегова… Но потом он улетел на Камчатку, откуда его специально откомандировали в Камень-Рыболов, и о возбуждении еще одного уголовного дела забыли.
- Я не хочу ничьей крови! Я требую лишь установить, является ли прапорщик Ожегов виновником данного происшествия или нет. Если будет надо, я дойду до Москвы! Мне очень больно, что в гибели Максима виноваты не посторонние люди, какие-то отморозки, а люди, живущие в нашем селе, где все друг друга знают и от которых меньше всего ожидаешь такой подлости. Это друзья и родственники, которые его предали, - говорит Татьяна Игоревна.
После гибели сына семья Евтушенко уехала из Турьего Рога в Камень-Рыболов.
В годовщину гибели Максима его не пришел помянуть ни один из тех, кто был в тот день на пикнике у озера…