Сотовые операторы России ужесточают борьбу за деньги клиентов

МТС запускает собственную платежную систему, а "МегаФон" вступил в корпоративный альянс

16:02, 15 февраля 2011 Политика

МТС готова конкурировать с терминалами моментальных платежей, объем рынка услуг которых по итогам прошлого года превысил 750 млрд руб. Оператор запускает собственную платежную систему в интернете с помощью банковских карт, обещая, что комиссия за оплату услуг будет в три раза меньше, чем у терминалов. Участники рынка моментальных платежей не опасаются за свой бизнес. Популярность безналичных расчетов в России невелика из-за отсутствия доверия населения к платежам в интернете, пишет газета "Коммерсантъ".

О том, что МТС запускает систему онлайн-платежей, "Ъ" рассказала пресс-секретарь компании Ирина Осадчая. Интерфейс сервиса "Онлайн-платеж", который размещен на сайте оператора в разделе "Пополнение счета", напоминает уличные терминалы по приему платежей. Он позволяет платить за различные услуги (связь, ЖКХ и проч.) с помощью банковских карт. Причем нет необходимости в предварительной регистрации банковской карты и личного кабинета. В МТС отмечают, что комиссия за использование сервиса ниже, чем в терминалах оплаты: она составляет от 0 до 3%, в то время как у терминалов комиссия доходит до 10%. Максимальная сумма одного платежа — 15 тыс. руб., сумма разового платежа за услуги мобильных операторов ограничена 6 тыс. руб. К оплате принимаются карты Visa (в том числе персонализированная Visa Electron) и MasterCard всех банков.

Партнерами МТС по проекту стали ЗАО "Компания объединенных кредитных карточек" (United Card Services, эквайринг) и ЗАО "Онлайн терминал" (является "дочкой" процессинговой компании Chronopay), которое обеспечивает биллинг, техническое обслуживание и отслеживает попытки мошенничества.

"Темпы развития данного сервиса зависят от активности коммуникаций и удобства использования. В связи с незанятостью данной ниши рынка терминал вполне может рассчитывать на 5% рынка в ближайший год",— считает ведущий разработчик Chronopay Денис Жалнин. Для МТС это уже не первый опыт в области электронных платежей: с ноября компания запустила услугу оплаты штрафов ГИБДД с помощью мобильного телефона.

По данным ВЦИОМа, 12% россиян имеют опыт покупок в интернете. Этот показатель включает все виды платежей, в том числе наличными деньгами при доставке товара, банковскими картами и электронными деньгами, при этом 17% всех платежей в интернете осуществляется с помощью банковских карт. Среди платежей с помощью банковских карт оплата телекоммуникационных услуг составляет более 25%.

Президент OE Investments (владеет крупнейшей в России системой моментальных платежей QIWI) Андрей Романенко считает, что сервис МТС не составит конкуренцию терминалам. "У них узкая аудитория, проект рассчитан на собственных абонентов. Более того, у нас гораздо больше компаний, услуги которых можно оплачивать. Мы над этим пять лет работаем, сейчас у нас более 5 тыс. партнеров. Заключить столько договоров — задача непростая, так как с каждым приходится договариваться индивидуально",— отметил господин Романенко.

Глава комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Борис Ким говорит, что знает о проекте МТС, но не считает, что он как-то заметно отразится на бизнесе владельцев сетей терминалов оплаты. "По данным Центрального банка РФ, в 2010 году только около 4% платежей осуществлялось по карточкам, остальное — наличные. Такая невысокая популярность безналичных расчетов не представляет угрозы позициям терминалов оплаты",— рассказал господин Ким.

По его словам, сети терминалов оплаты тоже не стоят на месте: "Они также заводят онлайн-сервисы, которые позволяют платить картами". По оценке НАУЭТ, в прошлом году объем рынка моментальных платежей через терминалы и кассы составил более 750 млрд руб., рост — приблизительно 22%.

Тем временем, "МегаФон" подготовил ответ своему конкуренту по "большой тройке" — МТС, которая договорилась о партнерстве с британской Vodafone. "МегаФон" присоединился к международному телекоммуникационному альянсу FreeMove (объединяет таких операторов, как Deutsche Telecom, TeliaSonera, Orange, Telecom Italia Group и Turkcell). Сотрудничество с FreeMove позволит "МегаФону" получить доступ к корпоративным абонентским базам партнеров, у которых только в России работает 250 клиентов.

Соглашение между "МегаФоном" и FreeMove было подписано на открывшемся вчера в Барселоне Международном мобильном конгрессе. "МегаФон" станет субподрядчиком альянса в России и получит право участвовать в тендерах FreeMove, проводимых со штаб-квартирами клиентов. В четвертом квартале оператор также планирует присоединиться к системе услуг FreeMove — централизованному отчету и международным закрытым группам (специальные тарифные предложения в рамках звонков внутри всей международной компании).

Как пояснил гендиректор "МегаФона" Сергей Солдатенков, инвестиции в проект будут незначительными, средства потребуются лишь для доработки инфраструктуры. Сколько компания сможет заработать на этом проекте, господин Солдатенков не раскрывает.

Альянс FreeMove был создан в 2003 году для предоставления услуг международной связи корпоративным клиентам. Сейчас в него входят германская Deutsche Telecom, французская Orange, шведско-финская TeliaSonera, итальянская Telecom Italia Group, а также турецкий оператор Turkcell. Но этот список может быть расширен в ближайшее время, пообещал вчера генеральный менеджер FreeMove Фабиан Густаффсон.

По словам господина Солдатенкова, в России уже работает 250 компаний-клиентов, входящих в FreeMove. Альянс будет способствовать продвижению услуг "МегаФона" среди уже существующих и новых клиентов в России. "Мы рассчитываем, что альянс поможет нам увеличить долю на корпоративном рынке и стать оператором номер один в России",— заявил господин Солдатенков. По его словам, основным рынком в корпоративном сегменте является Москва, но из операторов "большой тройки" "МегаФон" последним начал оказывать услуги в столице. Сейчас доля компании на корпоративном рынке Москвы составляет примерно 15%, тогда как цель компании — занять треть этого рынка. При этом выручка от корпоративных клиентов как минимум вдвое выше ARPU (средний счет одного абонента в месяц), оценил Сергей Солдатенков. По итогам третьего квартала прошлого года ARPU "МегаФона" равнялся 321 руб. ARPU абонентов МТС составлял 269,4 руб., а "Вымпелкома" — 342,5 руб.

TeliaSonera и Turkcell не чужие "МегаФону" и его акционерам компании. В 2009 году совладельцы российского оператора TeliaSonera (43,8%) и Altimo (25,1%) договорились объединить свои доли в "МегаФоне" и Turkcell (37 и 4,99%). Но против выступил третий акционер "МегаФона" — холдинг "Телекоминвест" (31,1%), который через арбитражный суд попросил признать такое объединение незаконным.

До недавнего времени "МегаФон" занимал третье место среди российских сотовых операторов после МТС и "Вымпелкома", но в апреле прошлого года компания впервые обогнала "Вымпелком" по количеству абонентов, а по итогам третьего квартала опередила его и по выручке от мобильных услуг. По итогам прошлого года "МегаФон" еще больше увеличил отрыв по абонентской базе от "Вымпелкома": если в апреле разрыв между ними составлял всего 1,208 млн абонентов, то на 31 декабря — уже 4,588 млн (данные ACM-Consulting).

Сотрудничество с международными операторами для оказания услуг корпоративным клиентам неуникально для российского рынка. МТС еще осенью 2008 года подписала соглашение о стратегическом партнерстве с британской Vodafone. Сотрудничество этих компаний в том числе предполагает объединение баз корпоративных клиентов.

У МТС был альянс с FreeMove, но сотрудничество прекратилось после заключения партнерства с Vodafone, напоминает пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. "Благодаря сотрудничеству с Vodafone мы уже привлекли более десяти крупных международных клиентов, среди которых PepsiCo и Volkswagen",— говорит госпожа Осадчая. Собственную долю российской корпоративной мобильной связи в МТС оценивают более чем в 40% (по доходам).