Франко-японский автоальянс решил с боем взять Приморье

Renault-Nissan необходимо сборочное производство хотя бы в одном из регионов ДФО

14:40, 9 февраля 2011 Политика

Французский автомобильный концерн Renault осторожно прокомментировал планы организации сборочного производства автомобилей компании и партнеров из Nissan и АвтоВАЗа в районе Владивостока. Власти Приморского края предложили автопроизводителям развернуть завод на базе одного из восьми оборонных и судоремонтных предприятий. В Renault не исключают, что завод в итоге может быть построен в Хабаровском крае, который также находится вблизи от предприятий автоальянса в Японии и Южной Корее. Эксперты и конкуренты сомневаются в экономических перспективах проекта, однако новый завод может стать последним доводом в пользу продажи Renault и Nissan контрольного пакета АвтоВАЗа.

«В настоящее время мы как раз ищем площадку под производство в ДФО, а какой это будет край – Приморский или Хабаровский – уже не так важно, – заявила «ФедералПресс» PR-директор Renault в России Оксана Назарова. – Все будет зависеть от условий проекта. Пока трудно говорить о каких-то конкретных параметрах: производственной мощности, объеме инвестиций, графике строительства. Нет пока и четкого срока принятия решения – нас ведь никто не гонит».

Делегация Renault-Nissan-АвтоВАЗ во главе со старшим вице-президентом Renault Брюно Анселленом встретилась 31 января с губернатором Приморского края Сергеем Дарькиным для обсуждения возможной площадки под сборочный автозавод альянса. Региональные власти предлагают использовать уже существующие промышленные мощности: авторемонтные из структуры Министерства обороны РФ или судоремонтные. В списке – 25-й центральный авторемонтный завод (ЦАРЗ), Уссурийский и 322-й АРЗы, Славянский судоремонтный завод, Приморский завод в Находке, а также «Ураган» и «Аскольд».

Некоторые эксперты уже критикуют проект франко-японо-российского автоальянса, указывая на отсутствие кадров в Приморском крае и утрату советского технического задела в «оборонке». Они неофициально допускают, что Хабаровский край может оказаться более привлекательным для размещения автосборочного производства. Хотя наблюдатели не исключают и того, что заявление автоконцерна является элементом торга. Например, иностранный инвестор не сможет купить землю под заводом из-за недавнего запрета на подобные сделки в пограничных регионах. Так что он заинтересован в снижении рисков при аренде участков.

«Скорее всего будет развернуто производство автомобилей всех трех членов альянса: и Renault, и Nissan, и АвтоВАЗа, – рассказала «ФедералПресс» Оксана Назарова. – Но проект ориентирован в первую очередь на заводы Nissan в Японии и Renault Samsung в Южной Корее».

PR-директор Renault в России намекнула на значительную политическую составляющую проекта, которая делает его реализацию практически неизбежной. Представитель французского автопроизводителя напомнила, что соответствующую задачу поставил альянсу лично председатель правительства РФ Владимир Путин.

«Можно поддерживать, извините за грубость, и контрабандистов, но боюсь, что это не тот путь развития Дальнего Востока, – заявил 25 января в онлайн-интервью заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев. – Нет ни одной страны, помогающей ввозу подержанных автомобилей. Мы не собираемся быть свалкой».

Замглавы Минпромторга еще раз подтвердил позицию федеральных властей, выступающих против ввоза подержанных иномарок – основы личного автопарка на Дальнем Востоке и в Сибири. В основном речь идет о праворульных «японках» – главных пострадавших от запретительных пошлин на импорт автомобилей, значительно увеличенных в январе 2009 года. Тогда таможни отрапортовали о снижении импорта автомобилей примерно на порядок, а Владивосток закипел акциями протеста. Одни жители Приморья лишались доступа к дешевым и весьма качественным машинам, другие теряли источник дохода.

Именно тогда оппозиция впервые стала призывать к отставке правительства России и лично Путина. Федеральные власти отвечали не менее резко. Лидеров протестного движения автовладельцев Владимир Путин и его заместитель Игорь Сечин называли жуликами и обвиняли чуть ли не в работе на иностранные спецслужбы. Для разгона демонстрантов в Приморье пришлось перебрасывать подмосковный ОМОН.

К кнуту попытались приложить и пряник. В конце 2009 года начал работать завод «Sollers Дальний Восток», где в настоящее время собираются пять марок корейских внедорожников SsangYong. В марте 2010 года правительство РФ стало покрывать 100 % затрат на железнодорожную перевозку автомобилей, собираемых в ДФО.

«Завод в прошлом году выпустил 13,7 тыс. автомобилей всех марок, продажи идут по всей России», – сообщила PR-менеджер Sollers Елизавета Бадалова. Представитель Sollers отказалась сообщить финансовые показатели предприятия, построенного на базе Дальзавода во Владивостоке, в прошлом крупнейшего дальневосточного судоремонтного предприятия.

«Вряд ли мощность завода Renault-Nissan-АвтоВАЗ составит более 100 тыс. автомобилей в год, скорее всего не более 50 тыс. штук, – считает аналитик «ТКБ Капитал» Артем Лаврищев. – На Дальнем Востоке имеет смысл предлагать либо модернизированный паркетник вроде Nissan X-Trail, либо семиместный универсал Renault Logan MCV. У АвтоВАЗа есть только вариант с «Нивой», но любой житель ДФО все равно предпочтет ей подержанный японский паркетник».

По мнению аналитика, все будет зависеть от конкретных условий проекта, хотя эксперт сомневается в готовности властей предоставить заводу Renault-Nissan-АвтоВАЗ какие-то дополнительные льготы. Гипотетическим считают будущее предприятие в Sollers.

Впрочем, есть основания полагать, что сборка автомобилей на Дальнем Востоке в любом случае будет развернута французами и японцами. Так уж совпало, что через два дня после переговоров в Приморье управляющий директор «Тройки Диалог» Сергей Скворцов объявил журналистам о планах продажи Nissan пакета акций АвтоВАЗа, принадлежащего инвесткомпании. Хотя переговоры идут с ноября 2010 года, Сергей Скворцов посчитал нужным сообщить об этом именно вчера, 2 февраля 2011 года. В настоящее время Renault владеет 25 % акций крупнейшего российского автопроизводителя, 25,1 % находятся у госкорпорации «Ростехнологии», а 25,64 % контролирует «Тройка Диалог». В результате Renault-Nissan к ноябрю 2012 года смогут получить желанный контрольный пакет АвтоВАЗа и приступить к кардинальным преобразованиям на предприятии.