Дань уважения отдана студии "Трома" — в программе значатся сразу три ее фильма, притом что классика "Тромы" — это не чистый хоррор, а впо
12:53, 28 января 2011 Культура"Первая ежегодная российская кинопремия в жанре ужасов 2010" — это чествование лучших хорроров 2010 года по результатам интернет-голосования на нескольких сайтах. К этому событию организаторы приурочили и программу кинопоказов, составленную из фильмов разных лет.
Дань уважения отдана студии "Трома" — в программе значатся сразу три ее фильма, притом что классика "Тромы" — это не чистый хоррор, а вполне постмодернистское переосмысление жанра. Студию основали в 1974 году Майкл Херц и Ллойд Кауфман, большой поклонник дешевых фильмов ужасов, которые продюсировал великий Роджер Корман. Но если у Кормана все было по-честному: копеечные бюджеты и короткие сроки были вполне объективными условиями производства, то Кауфман искусственно воспроизвел феномен дешевого ужастика и занялся эксплуатацией самого жанра exploitation. За продукцией "Тромы" традиционно закрепилось определение "трэш", потому что тут налицо его неизменные атрибуты — дешевые спецэффекты и простецкие, а зачастую и смехотворные сюжеты. Сам Кауфман, впрочем, считает мусором голливудскую продукцию, над которой без устали глумится и использует в качестве компоста для собственных творений, а их в каталоге "Тромы" уже около семисот. "Монстр из шкафа" (1986) издевается над Спилбергом, пародируя мотив его "Близких контактов третьей степени" (1977): малахольный старичок-ученый пытается установить контакт с противным коричневым существом, нападающим на честных граждан из шкафа, проигрывая ему на ксилофоне несколько повторяющихся нот. У Спилберга это смешное действие было обставлено с немалым пафосом, который просто напрашивался на пародию. "Ядовитый мститель" (1984) — один из лучших фильмов "Тромы", породивший три продолжения, как следует оттоптался на излюбленном голливудском сюжете про маленького неудачника, который в одночасье становится супергероем. Всеми презираемый урод — подметала в спортклубе — падает в бочку с токсичными отходами, превращается в мутанта и начинает бороться со злом. Это самое зло представлено у Кауфмана цветом нации: помешанные на аэробике накачанные красавцы и их загорелые подруги гоняют на спортивных машинах и давят на шоссе зазевавшихся детишек. Токси — самый симпатичный урод "Тромы" — мстит оборзевшим мажорам за всех сирых и убогих. "Атака куриных зомби" (2006) — очередная феерия Кауфмана, пародирующая завязку "Полтергейста" (1982), где неприятности происходили в доме, построенном недобросовестными дельцами на месте кладбища. У Кауфмана на старом кладбище возводят куриный фастфуд. В этом вопиюще неполиткорректном опусе с песнями и плясками с экрана непрерывно брызжет кровь и противная зеленая жижа, а персонажей атакуют невинно замученные на алтаре фастфуда курицы-зомби. Компост-модернизм Кауфмана — явление специфическое, такой пир духа рассчитан на подготовленную и незашоренную аудиторию. Но если бы "Тромы" не существовало, ее определенно стоило бы придумать, чтобы противопоставить вконец окуклившемуся глянцу Голливуда.
В программе фестиваля много традиционных хорроров, представляющих жанр во всем его разнообразии: бельгийский "Каннибал" (2010), "На краю тьмы" (2009) на сюжет зомби-апокалипсиса, "Лагерь надежды" (2010) о подростке, искушаемом дьяволом в летнем лагере, "Круг" (2010) о сбежавшем из психбольницы серийном убийце. "Почти как люди" (2009) — бодрый и динамичный французский ужастик про ученых-палеонтологов, свалившихся на машине в пропасть в швейцарских горах и в соответствии с поговоркой "за что боролись, на то и напоролись" встретивших там страшных неандертальцев. "Король иллюзий" (2007) — декадентское зрелище, судя по шляпе главного героя, претендующее на нуар, о журналисте, пытающемся расследовать подоплеку кровавых фокусов иллюзиониста, расчленяющего девушек на представлении в ночном кабаре.
Из перечня стандартных сюжетов выделяется фильм "Куколка" (2007), по сути не хоррор, а скорее социалка про подростков, в детстве ставших жертвами сексуального насилия. Все они — невинные по природе создания, которые тем не менее трудятся в порноиндустрии, непрерывно матерятся и обирают клиентов, но мечтают вырваться из порочного круга. Режиссер Томас Миньон, ранее подвизавшийся на съемке клипов для хэви-метал-групп вроде Megadeath, ухитрился обойтись без единого кадра обнаженки и закольцевал сюжет самым неожиданным образом, сведя персонажей из параллельных историй к довольно кровавому финалу и экономно загрузив их всех в одну машину скорой помощи.