Это так называемый Оp-Ed (аббревиатура от англ. opposite the editorial page) – жанр, который в дипломатической практике используется как возможность до
14:51, 26 января 2011 ОбществоЭто так называемый Оp-Ed (аббревиатура от англ. opposite the editorial page) – жанр, который в дипломатической практике используется как возможность донести через СМИ мнение дипломата до широкой аудитории. В данном случаe Сильвия Курран высказывает мнение о программах обмена и социально-экономического развития, финансируемых правительством США.
"Когда в сентябре прошлого года я вступила в должность Генерального консула США на Дальнем Востоке России, одной из моих первоочередных задач было посетить как можно больше городов моего консульского округа. По моему убеждению, только прямое общение с людьми дает дипломату возможность по-настоящему познакомиться с жизнью региона, проблемами, интересами и надеждами его жителей. Во время таких встреч поднимается множество вопросов об отношениях между США и Россией. Некоторые повторяются довольно часто и, поскольку они явно волнуют многих людей, мне кажется хорошей идеей по мере возможности отвечать через региональные СМИ на те из них, которые задаются чаще всего или вызывают наиболее острые дискуссии.
Сегодня я бы хотела затронуть такой аспект «общественной дипломатии», как программы обменов – научные, студенческие, профессиональные стажировки россиян в США. А также программы социально-экономического развития, финансируемые правительством США, которые реализуются на территории Дальнего Востока при содействии различных местных организаций.
Вопросы формулируются по-разному, но суть их можно свести к двум основным. Первый - почему в последние несколько лет и количество, и финансирование таких программ сокращается? И второй – зачем вообще правительство США тратит на них деньги американских налогоплательщиков?
Действительно, по сравнению с 1990 и началом 2000-х, когда в рамках программ обменов в США побывало около 50 тысяч россиян, нынешние возможности принять участие в такой программе на порядок скромнее. Одна из причин – у правительства Соединенных Штатов сейчас просто меньше денег на такие программы. Но другая, куда более важная причина - многие россияне сегодня стали на порядок мобильнее и предприимчивей и имеют значительно больше возможностей бывать в США частным образом! Количество дальневосточников, получающих американскую визу, растет каждый год: в 2000 году заявку на получение неиммиграционной визы в наше консульство подали 6509 человек, а в 2010 уже 9366. При этом количество отказов уменьшилось с 26 до 6 процентов!
Одна из наиболее динамичных групп – это молодежь. Школьники и студенты едут в США на различные курсы английского языка, для обучения в американских университетах, или даже просто поработать на каникулах. Они или их родители вкладывают в такие международные стажировки свои личные деньги, считая это хорошей инвестицией в будущее. Точно так же делают миллионы семей во всем мире, в том числе и в Америке – поездка ребенка в другую страну всегда считалась одним из лучших видов образования. А любой стране, в свою очередь, выгодно, чтобы ее посещало как можно больше иностранцев.
Поэтому мы, американцы, очень гордимся, когда молодые люди из других стран выбирают Америку для своей учебы, стажировок или туров. И я рада отметить, что сегодня такая поездка в США перестала быть уделом лишь тех русских детей, которые имеют состоятельных родителей. Наиболее яркий пример - программа Work&Travel (Работай и путешествуй). В рамках этой программы студенты едут в Америку для того, чтобы в поработать там в течение нескольких летних месяцев. В это время в США в связи с отпусками и каникулами освобождается большое количество рабочих мест. Чтобы принять участие в Work&Travel русский студент должен найти деньги на дорогу и оформление документов. Работа в США дает большинству возможность не только вернуть вложенную в поездку сумму, но и заработать дополнительные средства. Ребята либо привозят их домой, либо делают покупки, либо путешествуют по Америке.
Так что времена, когда победа в программе обмена была для российского молодого человека чуть ли не единственной возможностью побывать в США, уходят в прошлое. Но хочу подчеркнуть, что программы, в рамках которых талантливые ребята могут попытаться выиграть грант и поехать на стажировку в американский университет или среднюю школу, по-прежнему существуют. Информацию о них можно найти в специальном разделе вебсайта Генконсульства http://russian.vlapostok.usconsulate.gov/edu_exchange.html
Теперь относительно программ социально-экономического развития – финансирование их идет обычно при содействии хорошо известного многим дальневосточникам Агентства США по Международному развитию (АМР США). Здесь, как я замечала выше, один из главных вопросов: какой интерес американцев в том, чтобы тратить деньги на решение местных проблем? В чем наша выгода от вкладывания денег в повышение уровня информированности дальневосточников об эпидемии ВИЧ/СПИД, в программы поддержки бизнеса, развития муниципального управления, создания центров молодежных инициатив и т.д. и т.п?
Выгода самая непосредственная. Послы США в РФ неоднократно заявляли, что Америка крайне заинтересована в сильной России. Стране со стабильной экономикой, развитым гражданским обществом, независимыми СМИ, здоровым и активным молодым поколением, низким уровнем коррупции – иными словами, национальные интересы США в этом смысле полностью совпадают с интересами россиян.
Это не дипломатические реверансы. И в этом нет никакого парадокса. Я недавно услышала русскую пословицу «Домом жить – обо всем тужить», которая, как мне кажется, очень хорошо отражает суть ситуации. Россию и Америку отделяет узкая полоса Берингова пролива. Мы – соседи. А любой человек хочет, чтобы люди, с которыми он живет в одном доме, были бы людьми состоятельными, с постоянным доходом, хорошим здоровьем, счастливым восприятием жизни. Чтобы было взаимное уважение и взаимное доверие. Мне вот недавно рассказывали, что в России в 1970-е годы люди, жившие в одном подъезде, заходили друг у другу в гости, оставляли ключи от дома, просили присмотреть за детьми – прекрасная аналогия комфортного мироустройства!
Именно поэтому мы считаем необходимым финансировать программы, помогающие России решать различные социальные или экономические проблемы. И одна из главных положительных тенденций – все эти программы реализуются совместно с различными российскими организациями, и некоммерческими, и государственными. Кстати, слово «помощь» не совсем верно определяет характер таких проектов: это настоящий обмен опытом между нашими странами, ведь участники программ учатся друг у друга и обмениваются накопленными результатами.
Например, в ноябре прошлого года во время визита в Хабаровск меня пригласили на межрегиональную конференцию «Новые практики работы с молодежью: опыт программы «ЛИДЕР». Эта программа в течение трех лет осуществлялась на территории Хабаровского и Приморского края. Финансирование программы шло по линии АМР США. Реализовывалась она американскими и российскими НКО - Хабаровским представительством «Винрок Интернешнл» и Дальневосточным научным центром местного самоуправления (см. Костюм с отливом и... в Америку). Эти НКО работали в тесной связи с администрациями городов и регионов. Такое партнерство и успех стали возможны потому, что все участники пытались найти пути решения общих и очень важных проблем. Как удержать молодежь в регионе? Как сделать ее более социально активной, позитивно мыслящей, креативной, умеющей ставить смелые задачи по улучшению жизни и находить пути их решения в команде таких же энтузиастов? Мне довелось беседовать с ребятами, которые рассказывали, что эта программа их буквально растормошила, вытащила из подъезда, показала перспективу. Что они хотят развиваться, учиться дальше, создавать что-то новое и полезное… Естественно, любой, хоть русский, хоть американец, хочет иметь дело с такой молодежью – у которой горят глаза, которая дышит оптимизмом и желанием сделать этот мир лучше. В США в ряде регионов существуют абсолютно идентичные проблемы, и потому успех и опыт программы «ЛИДЕР» на Дальнем Востоке России – это и отличный ориентир для совершенствования работы и с американскими тинейджерами.
Поэтому и народ США, и его правительство заинтересованы в том, чтобы граждане разных стран, и России в том числе, приезжали к нам, знакомились с нашей культурой и знакомили нас со своей. Чтобы они впитывали наши знания и передавали нам свои. Чтобы у американцев были причины и возможность ездить в другие страны. Это и есть «народная дипломатия» - когда правительства создают атмосферу доверия и понимания, а люди уже сами путешествуют, учатся, женятся, создают совместный бизнес, помогают друг другу решать проблемы, которые чем дальше, тем больше становятся общими… Такая атмосфера и отношения возможны только между сильными, стабильными и уважающими друг друга странами-партнерами.
Мне кажется, мы медленно, но верно идем именно в этом направлении".
Сильвия Курран, Генеральный консул США в г. Владивостоке