Позитивным, согревающим, так сказать, души горожане называли в основном природу Владивостока, море, сопки. Так и говорили
13:42, 13 января 2011 ОбществоКогда один год стаскивает с трона другой, между учеными принято оглядываться назад, заглядывать вперед, заниматься аналитикой, пытаться осмыслить глобально все, что происходило в городе. Семинар «Позиционирование Владивостока в региональных СМИ», который «под занавес» 2010 года провела в Японском центре доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Владивостокского института международных отношений Ольга Кравченко, стал попыткой осмыслить имидж города: существует ли он вообще, как формируется, как меняется, что актуально в этом смысле сегодня…
По словам Ольги Николаевны, еще с 2007 года она проводит опросы, следит за публикациями, вместе со своими дипломниками вела исследования вопроса имиджа Владивостока – в глазах горожан, с точки зрения иностранцев и публикаций в средствах массовой информации.
- Еще три года назад, - говорит Ольга Николаевна, - горожане ставили акценты на возможностях Владивостока как молодого и энергичного города, города, который может стать центром европейской культуры в Азии. С эмоциональной точки зрения образ города в глазах его жителей был крайне противоречивым. Помню, предложила участникам назвать главные проблемы Владивостока, и они просто начали строчить в анкетах: водоснабжение, пробки, дороги (тогда как раз реконструировался Некрасовский путепровод). Причем проблемы эти были такими острыми, что внутренний взгляд горожан на город был очень негативным.
Позитивным, согревающим, так сказать, души горожане называли в основном природу Владивостока, море, сопки. Так и говорили «для меня город – это сопки, море и красивые девушки в летних нарядах».
Следует заметить, что в тот момент люди совсем не видели перспектив города. О возможности проведения у нас саммита АТЭС еще только говорили, и никто из респондентов не верил в это. Мало кто вообще замечал роль Владивостока как форпоста России, о его социально-экономической роли в регионе и речи не шло.
По итогам семинара 2010 года Владивосток – деловой, успешный город. Здесь живут, как ясно из ответов респондентов, люди, занятые бизнесом, энергичные, среднего – самого активного возраста. Именно так люди видят город и именно таким хотят, чтобы его видели другие.
Проблемы Владивостока, хотя некоторые и остаются вечными (пробки, дороги), в понимании людей изменились качественно. Те, кого мы опрашивали, стали вычленять такие проблемы, как климат, индивидуализм и разобщенность владивостокцев (здесь каждый за себя).
В анкетах участников исследования наметился любопытный дискурс: несмотря на то что в проведение саммита во Владивостоке верят уже все, люди никак не проецируют влияние саммита на свою жизнь. Очень явная тенденция: саммит сам по себе, а люди сами по себе, владивостокцы не видят, чем именно им полезен будет саммит, что принесет городу. Вот где крайне нужны усилия административного ресурса и средств массовой информации, усилия экспертов, уважаемых людей, которые объяснили бы горожанам, что будут значить для нашего города дороги, мосты, как это будет использоваться и чем поможет Владивостоку.
В ответах горожан прослеживается четкое направление: Владивосток – лидер социально-экономического развития региона. Встречаются эпитеты «уникальный», «новый», «город будущего», «перспективы», «стройка». Нам нужно это использовать, не упустить шанс, и тогда навсегда из жизни города исчезнет провинциальная недостаточность. Мы строим город будущего, мы нацелены в будущее – вот лучший базис для имиджа.
Да, мы живем с этими проблемами: ЖКХ, пробки, гололед зимой, тяжелый климат… Но живем! А два качества, которые сейчас особенно ценны в мире, – это мобильность и адаптивность. И я думаю, что нужно показать: здесь живут особые люди. Не неудачники, которым некуда уехать, а люди, которые верят. Верят в то, что город сможет достичь своих перспектив, что они сбудутся. Люди, которые находят в себе силы преодолевать трудности.
Больше всего, по словам Ольги Кравченко, горожане боятся обманутых надежд. Боятся поверить в возможность лучшего.
- Опасность разочарования не дает нам возможности поверить в строящуюся действительность, - подчеркивает Ольга Николаевна. - Поэтому так важны экспертные мнения, мнения людей, которые разбираются в тонкостях и могут компетентно разъяснить происходящее, уверенно рассказать, что происходит и что будет.
Нам нужно, чтобы люди поверили в будущее Владивостока, в его перспективы. Городу нужны самооценка, самоуважение, нужно, чтобы нам с вами сказали: молодцы, потерпите еще немного, ведь мы вовлечены в глобальный процесс перемен. Населению нужно обязательно оказать уважение – хотя бы за терпение. В этом смысле есть чему поучиться у Иокогамы. Там во время подготовки к саммиту ставили совершенно четкую цель: максимально комфортно должно быть не гостям в первую очередь, а жителям города. Это очень важно.