Для китайских производителей моющих средств, сосредоточивших основные продажи на внутреннем рынке, кризис прошел незамеченным. Пока осно
14:59, 4 января 2011 Общество Для китайских производителей моющих средств, сосредоточивших основные продажи на внутреннем рынке, кризис прошел незамеченным. Пока основную угрозу для них представляют не мировые финансовые катаклизмы, а заграничные конкуренты.
За 60 лет развития в отрасли производства моющих средств в Китае произошли кардинальные перемены. Практически с нуля была создана развитая система, в основе которой сегодня лежит производство синтетических моющих средств, а также средств на основе натурального мыла, что позволяет не только создавать широкий товарный ассортимент, включающий в себя разнообразные дезинфицирующие и поверхностно-активные вещества, стиральные порошки, но и проводить масштабные научные исследования для дальнейшего развития отрасли.
Развитие отрасли китайских моющих средств можно разделить на два этапа.
Первый этап (1949–1978 годы)
Становление отрасли. Производство моющих средств базировалось исключительно на мыльных продуктах. Практически все фабрики представляли собой домашние подряды с низкой эффективностью производства, невысоким качеством выпускаемого продукта и использованием исключительно ручного труда. Впоследствии, для увеличения привлекательности своего товара и обеспечения растущего спроса со стороны населения, производители стали добавлять в мыло синтетическую жирную кислоту, что позволило улучшить качество продукции. Технологии изготовления синтетических моющих средств Китай впервые стал использовать в 1958 г., а в начале 1960-х началось крупномасштабное производство стиральных порошков.
Второй этап (1979–2009 годы)
С началом осуществления в 1978 г. политики реформ и открытости, в Китай начинают проникать современные западные технологии, происходят изменения и в области производства моющих средств. Растет производительность, меняется оснащение фабрик, качество продукта достигает европейских стандартов.
Во время второго периода существенно расширился ассортимент продукции, изменились ингредиенты: в частности, снизилось использование мыла, появились более эффективные добавки. Китайские фабрики стали производить множество различных стиральных порошков, содержащих ферменты, отбеливатели, ароматические отдушки, при этом существенно снизилось содержание в продукции фосфатов.
В секторе синтетических моющих средств стали применяться специальные детергенты (синтетические вещества, обладающие высокой поверхностной активностью и, соответственно, высоким моющим, растворяющим и дезинфицирующим действием) для стирки, мытья полов, стен, посуды и сантехники.
Кризисный 2009-й
Несмотря на кризис, производители завершили год в плюсе. Трудности первого полугодия сменились стабилизацией во втором. По итогам года производственная стоимость китайских моющих средств составила $15,35 млрд (рост по сравнению с 2008 г. в 11,1%), объем сбыта достиг $15,87 млрд (рост – 13,4%).
Экономические показатели отрасли производства моющих средств в Китае, 2002–2009 гг.
Источник: Национальное статистическое бюро КНР
Ростом продаж обернулась для китайских производителей вспышка свиного гриппа в апреле 2009 г. Эпидемия заставила людей более внимательно относиться к своему здоровью и здоровью своих близких, что существенно увеличило спрос на всевозможные моющие средства. Как результат, объем производства товаров данной группы за 2009 г. увеличился на 16,1%. Производство жидких моющих средств достигло 13,3 млн т, увеличившись по сравнению с 2008 г. на 19,06%.
Объем производства отдельных групп моющих средств в Китае, 2002–2009 гг., млн т
Источник: Китайская ассоциация производителей мыла и моющих средств
Чистые цифры
Всего за 30 лет стоимость производства моющих средств в Китае выросла в 58 раз, достигнув к 2009 г. $15,35 млрд; еще через 30 объем вырос в 77 раз, преодолев к обозначенному сроку рубеж в 7,81 млн т. При этом потребление продукта на душу населения к 2009 году достигло 6 кг (в 1949 г. оно составляло лишь 200 г на человека).