Два фильма в этом году собрали в мировом прокате больше миллиарда долларов: на первом месте
15:05, 30 декабря 2010 КультураДва фильма в этом году собрали в мировом прокате больше миллиарда долларов: на первом месте «История игрушек-3», на втором — «Алиса в стране чудес». В российском прокате третья «История игрушек», кстати, прошла без особого ажиотажа — возможно, для нас она оказывается несколько чересчур — непереводимо, по-американски — сентиментальной. В России предпочли нормального здоровенного мужика — у нас самым кассовым фильмом года стал «Шрэк навсегда». Ну а самый прибыльный отечественный фильм — «Наша Russia: Яйца судьбы».
«Повелитель бури» (США, реж. Кэтрин Бигелоу). Лучший военный фильм в российском прокате в этом году, который увел «Оскары» за лучшую режиссуру и лучший фильм у самого «Аватара».
Добравшаяся до России с опозданием на год хроника будней американских саперов в Ираке — вовсе не «кино не для всех». Это адреналиновый боевик, дающий полный эффект присутствия в разворошенном Багдаде, нашпигованном бомбами и смертью. Российские зрители с хорошо развитыми простыми рефлексами ухитрились увидеть в нем «американскую агитку», хотя фильм на редкость равнодушен к политике. Хладнокровно препарируемая Бигелоу психика воина, которому после приобщения к битве скучна и чужда мирная жизнь, судя по «Повелителю» всегда одна и та же: так устроено человечество, так устроены мужчины. И неважно воюет ли солдат за Гроб Господень, Родину в опасности или чужую демократию Буш знает где.
«Алиса в стране чудес 3D» (США, реж. Тим Бертон) — самый кассовый фильм года, не считая мультиков «Шрэк навсегда» и «История игрушек-3».
«Алису» — первый громкий фильм в 3D после «Аватара» — ждали как чуда. Книга, режиссер, актеры — все казалось идеальным сочетанием. Только на выходе из зала становилось ясно, что логика безумия у математика Кэрролла и вечного ребенка Бертона — принципиально разная. При их столкновении «Алиса» растеряла абсурдность — осталась прямая, как рог единорога, и столь же твердолобая история. Нельзя сказать, что фильм был плох — он феерически красив, а жена режиссера Хелена Бонэм Картер в роли Красной Королевы так великолепна, что сам Джонни Депп на ее фоне выглядит сущим реквизитом. Однако из-за завышенных ожиданий многие были не на шутку разочарованы.
«Брестская крепость» — фильм, который в более благополучном обществе и кинематографе получил бы место крепкого жанрового середняка
«Брестская крепость» — фильм, который в более благополучном обществе и кинематографе получил бы место крепкого жанрового середняка
«Начало» (США, реж. Кристофер Нолан). Блокбастер с головоломным сюжетом и собственной поп-философией — своего рода «Матрица» нулевых.
«Начало» — криминальная драма о взломщиках, проникающих в чужие сны, углубляющихся в чужое подсознание, рискуя заблудиться и перестать отличать реальность от сна. Создавший «Темным рыцарем» моду на мрачные и серьезные экранизации комиксов, Кристофер Нолан в «Начале» снова придает по сути дела жанровому летнему развлечению — дорогостоящему блокбастеру с Леонардо Ди Каприо, криминальной аферой и погонями — умный вид и ресурс для споров: «Что это было? Что это значит?».
«Остров проклятых» (США, реж. Мартин Скорсезе). «Призрак» (Германия, Франция, Великобритания, реж. Роман Полански). Виртуозные триллеры старой школы, снятые живыми классиками.
Сразу две режиссера лет семидесяти в этом году показали завидную форму, сняв старомодно изящные триллеры, способные потрепать нервы даже людям, пересмотревшим сотни фильмов, где музыка тревожна, тени сгущаются, а окружающие — не те, за кого себя выдают. В «Острове проклятых» следователь в исполнении Ди Каприо оказывается запертым в психушке для опасных преступников, в «Призраке» литературный негр, пишущий мемуары премьер-министра, чует, что ввязался в опасный для жизни мировой заговор. Оба фильма по-хичкововски малыми средствами нагнетают большие эмоции.
«Социальная сеть» (США, реж. Дэвид Финчер). Кино о реальном человеке, который изменил мир, не вставая из-за компьютера, одинаково любимое и критиками, и простыми зрителями.
«Социальная сеть» рассказывает историю создания Facebook, изменившей жизнь 500 миллионов пользователей как историю попоек и дрязг нескольких компьютерных ботаников. Дистанция, которую держит Финчер, безупречна. Она так коротка, что зритель прямо-таки уверен: «Я был там! Я видел, как создал свое дело самый молодой в мире миллиардер». И достаточно деликатна, чтобы не объяснять личность миллиардера Цукерберга банальным психоанализом, и не превращать его в сверхчеловека.
Гопник и его взаимоотношения с еврейским богом — тема, которую российские прокатчики сочли неактуальной для зрителя
Гопник и его взаимоотношения с еврейским богом — тема, которую российские прокатчики сочли неактуальной для зрителя
«Пипец» (Великобритания-США, реж. Мэтью Вон). Самый бодрый, кровавый и смешной кинокомикс года.
«Пипец» — это бешеная дворняжка, в которой смешалась кровь Тарантино, школьной прыщавой комедии, эпилептического японского мультика и крутой школы британского криминала (режиссер Мэтью Вон раньше продюсировал Гая Ричи). Здесь появляется самая запоминающаяся киногероиня года — маленькая девочка, единственное утешение отца-одиночки, — пулеметно матерящаяся и натренированная убивать с первого удара ножа. Другие хорошие экранизации комиксов в этом году — идеально отлаженный и смазанный «Железный человек-2» с Микки Рурком в роли русского зека и «Шерлок Холмс» Гая Ричи — бодрое и грохочущее взрывами дуракаваляние прекрасных актеров Роберта Дауни-младшего и Джуда Лоу.
«Серьезный человек» (США, реж. Итан Коэн) — задающий самые простые и самые сложные вопросы фильм года.
Братья Коэны с годами становятся все лучше и лучше. На роль, так сказать, творческой вершины могут претендовать хоть позапрошлогодние «Старикам тут не место», и вышедший в российский прокат в этом году «Серьезный человек» — одновременно самый простой и самый сложный фильм Коэнов. Прокат, впрочем, ограниченный и до Новосибирска не докатившийся, — с точки зрения отечественного прокатчика фильм тут никому не нужен фильм, в котором профессор-еврей по фамилии Гопник ведет диалог с богом, репликами которого выступают скучные по сути и унизительные простые неприятности, которые случаются с Гопником. Или наоборот — неприятности и есть неприятности, а разговаривает Гопник с пустотой. Спорить о «Серьезном человеке» можно долго, религиозная эрудиция окажется очень полезной.
«Брестская крепость» (Россия-Белоруссия, режиссер Александр Котт) — крепкий середнячок, в силу сложных культурных и исторических причин занявший место главного российского фильма года.
Российский кинематограф в 2010 году выглядит пусть и не процветающим, но, по крайней мере, разнообразным и дающим поводы для разговоров на кухне. То, что называют арт-хаусом, в этом году было заметно и невооруженному глазу — благодаря новостям. Начался год с нескольких наград Берлинского фестиваля триллеру Алексея Попогребского «Как я провел этим летом». Камерный триллер о противостоянии двух полярников, изолированных от мира, ухитряется держать зрителя в напряжении, обходясь при этом не только без большого бюджета, но и даже без серьезной опасности в завязке. Ну а ближе к концу года на фестивале в Венеции блеснули «Овсянки» Алексея Федорченко — русский магический реализм с неопрятными физиологическими подробностями и хитро выдуманными народными похоронными обрядами.
Главная тенденция года юбилея Победы — возвращение к теме Великой Отечественной. Первым был сентиментальный «Поп» Владимира Хотиненко. За ним вышли «Утомленные солнцем-2» Никиты Михалкова, встреченные полупустыми залами и насмешками критиков. Главные претензии к фильму — киноляпы, чрезмерный натурализм, чудесный и клинический пафос, из-за которого Вторая мировая выглядит личной вендеттой Гитлера против комдива Котова. Второй взрыв эмоций случился, когда вышла «Брестская крепость». Ее тут же признали шедевром, что не может не смущать: при крепких боевых сценах и актерских работах «Крепость» еще и хромает сюжетом, иногда срывается в сплошные штампы, а в финале суетливо сворачивается. Плюс к самой страшной войне в истории кино подходит с несовременно категоричной меркой: корреспондент давно не видела другого фильма, в котором не нашлось бы хотя бы капли человеческого для персонажей-немцев. Впрочем, судя по отзывам, «Брестская крепость» оказалась именно тем фильмом, которого ждали долго, совпадающим с почти генетическими представлениями о прошлом.