Создатели блокбастера потратили немыслимые деньги, чтобы зритель почувствовал себя внутри компьютерного мочилова
13:24, 24 декабря 2010 КультураВ черном-черном городе, где никогда не светит солнце, живут компьютерные программы. Они ездят на программах-автомобилях, иногда дерутся между собой, а присматривают за ними программы-полицейские. Это не забракованный издателями учебник компьютерной грамотности для самых маленьких, а сюжет нового блокбастера. Эта история началась давно. Много-много лет назад, когда компьютеры были большими, жила-была диснеевская фантастика «Трон» о программисте, создавшем параллельную реальность, населенную человекоподобными существами-программами, для которых люди — Пользователи — выступают божествами.
Справка: «Трон: наследие» (TRON: Legacy, США) — фантастика студии Walt Disney, сиквел «Трона» 1982 года. Сын пропавшего 20 лет назад программиста находит в отцовской лаборатории портал в кибереальность, населенную человекоподобными программами. Саундтрек — Daft Punk. В ролях — Гаррет Хедлунг, Джефф Бриджес («Большой Лебовски»), Майкл Шин («Королева»), Оливия Уайлд («Доктор Хаус»). Бюджет — 170 миллионов долларов. 127 мин.
В дорогостоящем амбициозном сиквеле малоизвестного у нас (но культового для американских технических фриков) «Трона» дело происходит двадцать лет спустя. Гениальный разработчик давно пропал без вести, а его взрослый сын ведет себя как типичный бездельник-наследник, которому правила дорожного движения не писаны. Однажды крошка-сын находит под толстым слоем пыли тайную отцовскую лабораторию. А там случайно включает штуковину, которая переносит его в Систему — виртуальную реальность, дивный мир из переплетающихся лазерных лучей и спецэффектов.
Светящийся диск — одновременно и душа существа-программы, и метательное оружие
Светящийся диск — одновременно и душа существа-программы, и метательное оружие
Здесь героя тут же хватают местные робокопы, идентифицируют как «программу без лицензии» и отправляют участвовать в гладиаторских боях.
Бои — полнометражная версия некогда разработанных папой героя компьютерных игр, только здесь, когда в тебя попадает летающий кружочек, ты умираешь по-настоящему. Через некоторое время объявляется и сам пропавший папа. Точнее, его цифровой клон по имени Клу, взбунтовавшийся против своего Пользователя (как сисадмин в самых яростных мечтах — против теток из бухгалтерии) и превративший Систему в тоталитарную антиутопию. Весь фильм не снимающий с лица недоуменное выражение герой вприпрыжку и с подлетом мечется по этой антиутопии, чтобы найти папу (так и просидевшего двадцать лет внутри своего взбунтовавшегося хобби) и вместе выбраться наружу.
«Трон» — лишний повод завороженно проследить, как быстро меняется мир с потребительской точки зрения.
Еще в обозримом прошлом омолаживание актеров цифровыми эффектами до их юной и цветущей версии было темой футуристических колонок в прессе. Теперь же никого не удивляет присутствие в «Троне» одновременно старого и молодого «большого Лебовского» Джеффа Бриджеса. «Трон», в отличие от многих лент, пытавшихся заработать на «эффекте «Аватара», изначально снимался в 3D. И выглядит действительно феерически красиво — высокие технологии плюс стилистика чуть наивной ретрофутуристики, представлений 80-х годов о том, каким будет будущее.
Здесь закованные в сияющий пластик воины бьются между собой в рассыпающейся на звенящие пиксели цифровой реальности, швыряя в противника диски, выхваченные из-за спины. Учитывая, что на дисках собственно и записана их программа, это по сути дела идентично метанию во врага собственной головы. Но в дивном мире «Трона» голова в любом случае без надобности. Кино леденяще серьезно и пафосно, без капли иронии, при этом диалоги и неуклюжая история в нем словно написаны первоклассником, через папино плечо посмотревшим плохую копию «Звездных войн». Вообще создатели «Трона» пытаются разом нажать все самые чувствительные кнопки в голове фаната кинофантастики.
Это и душераздирающее «Я твой отец», и черные штурмовики со спрятанными под глухим шлемом лицами, и героиня звезды «Доктора Хауса» Оливии Уайльд — латексная куколка по мотивам всех киношных чудо-девушек: от «Пятого элемента» до «Бегущего по лезвию».
Ни одна кнопка не срабатывает. Снабженный высокой моралью о том, что тот, кто хочет сделать мир совершенным, неизбежно превращается в Гитлера, уничтожающего все живое, «Трон» сам и есть визуальное, но мертвое совершенство. Сколь угодно детские и наивные фильмы-аттракционы про пластмассовый мир становятся культовыми и любимыми даже снобами, благодаря забредшим в них уязвимым и теплым человеческим существам. В «Троне» же нет никого живого, ничего цепляющего по-человечески. Он больше всего похож на стильный гаджет: гладкий, сверкающий, только что из упаковки и пахнущий так чудесно, как пахнет только новая техника. Но собственно смотреть его — все равно, что застрять с этой покупкой на два часа в лифте и обнаружить, что единственная доступная ей функция — пищать и мигать переливающимися лампочками.