Институт массовых коммуникаций Дальневосточного федерального университета готовится к празднованию 50-летия журналистского образования
16:44, 7 декабря 2010 ОбществоИнститут массовых коммуникаций Дальневосточного федерального университета готовится к празднованию 50-летия журналистского образования на Дальнем Востоке. В 1960 году Георгий Левчук вместе с командой единомышленников открыл специальность «журналистика» на филологическом факультете ДВГУ. За прошедшие годы отделение выросло в факультет журналистики, который сегодня входит в состав Института массовых коммуникаций, возглавляемого директором филиала ВГТРК «ГТРК «Владивосток», кандидатом филологических наук Валерием Викторовичем Бакшиным.
– Валерий Викторович, у журналистского образования в регионе - юбилей. Ходят слухи, что в связи с образованием Дальневосточного федерального университета возник вопрос о существовании в его структуре Института массовых коммуникаций и факультета журналистики в частности...
– Да, на данный момент действительно неизвестно, как сложится судьба нашего института. Перемены, связанные с реорганизацией университета, могут затронуть некоторые факультеты, в числе которых – журналистика. Но пока этот вопрос нерешенный, я считаю, нет причин для паники.
– Валерий Викторович, Институт массовых коммуникаций был создан в 2000 году на базе факультета журналистики. И связано это с тем, что была острая нехватка профессионалов как в сфере журналистики, так и среди издателей, и особенно среди специалистов полиграфии. Изменилась ли с тех пор ситуация с кадрами?
– К сожалению или к счастью, ситуация остается прежней: у института до сих пор нет проблем с трудоустройством студентов. Газеты, рекламные и информационные агентства, издательства и другие предприятия СМИ нашего города и Приморья в целом, куда мы также отправляем наших выпускников, как и 10 лет тому назад, остро нуждаются в профессионалах журналистского, редакторского, издательского и полиграфического профиля.
Скоро нам предстоит соединить специальности «связи с общественностью» и «реклама» и преобразовать их в одну (на сегодняшний день специальность «реклама» есть во Владивостокском институте международных отношений ДВГУ).
– А как обстоят дела с учебным процессом? 50 лет – немалый срок. Что изменилось за этот период более всего?
– Изменения в государстве, его политике и идеологии обязательно приводят к переменам в образовании. В советское время существовали специализированные школы журналистики, сейчас же наша специальность входит наряду с другими в состав классического вуза. Сегодня нет такого внимания к ней, как к профессии творческой, нежели оно того требует. Изменились средства поиска, обработки, передачи и сбора информации – сейчас мы более подкованы технически, шире горизонты для получения информации.
Раньше была иначе устроена практика для студентов – нас отправляли именно туда, куда попадали по распределению. Практику раньше организовывали в разных газетах – сначала в районной, затем – в краевой. А после учебы уже сами выпускники могли выбирать предпочтительное для них место работы. Сейчас же у нас в городе довольно много изданий, и у ребят в большинстве своем не возникает проблем с практикой.
Мы распределяем студентов по специализациям – телерадиовещание, печать, реклама – сразу после первого курса. В западных странах иной подход – человек должен окончить обучение по программе бакалавриата и только потом имеет возможность учиться журналистскому мастерству. Мне западная модель образования более симпатична, но все-таки институт такого профиля, как в ДВГУ, единственный в своем роде на Дальнем Востоке, вобравший в себя такие разные, необходимые, друг друга дополняющие специальности.
Что же касается самих студентов, то надо сказать, что в последнее время сильно повысилась инфантильность. До сих пор не понимаю, зачем в вузе проводятся родительские собрания. Настоящий журналист, пусть даже юный, должен уметь сам себя организовать, должен хорошо понимать, чего он хочет и к чему стремится. В нашем деле без должной доли таланта также не обойтись. Ведь журналистика – особая профессия. Здесь нужны и настырность, и способность оперативно адаптироваться к разным ситуациям на задании, и большая ответственность. Всему этому ни родители, ни преподаватели – никто не научит, если студент сам того не захочет.
– Валерий Викторович, несмотря на известную долю опасности в работе журналиста, школьники все равно выбирают журфак. И, увы, многие разочаровываются в профессии, еще учась в университете. Ведь журналистика – это не просто говорить в микрофон, писать все, что тебе хочется, и при этом купаться в лучах славы. Как вы считаете, какими качествами должен обладать настоящий журналист?
– Если говорить о том, каким должен быть настоящий журналист, то, конечно, это еще и скромность. Если идти в эту профессию ради лавров и медалей, сосредотачивать свое внимание лишь на приобретении некой славы, это будет только мешать делать свое дело. Настоящий журналист, да и любой человек, должен прежде всего думать о том, что он делает и как он это делает, и только тогда это оценится по заслугам. Будут и лавры, и почет, и уважение, и, конечно, успех. Ремесло «акулы пера» можно познавать всю жизнь, здесь нет предела совершенству. Ведь профессия журналиста творческая, а значит, необходимо постоянно учиться, заниматься саморазвитием и самовоспитанием.