Снижение требований банков к заемщикам, берущим ипотечные кредиты, беспокоит представителей российского Агентства по ипотечному жилищно
13:27, 30 ноября 2010 ПолитикаСнижение требований банков к заемщикам, берущим ипотечные кредиты, беспокоит представителей российского Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). По данным руководителя агентства Дениса Гришухина, которые он озвучил на недавнем форуме «Ведомостей», сейчас условия выдачи ипотеки во многих банках предусматривают первоначальный взнос в пределах 20 % (а в некоторых и 10 %) и заполнение свободной формы наряду с предоставлением справки о доходах заемщика 2-НДФЛ.
Опасения руководителя АИЖК связаны с тем, что частные банки идут в subprime-сегмент для увеличения объемов кредитного портфеля. Агентство озабочено этой ситуацией и намерено добиваться от ЦБ РФ ограничения выдачи «второсортной» ипотеки.
«Снижение первоначального взноса и либерализация других условий – это не тот случай, когда употребляется термин subprime, – пояснил руководитель уральского филиала ВТБ24 Сергей Кульпин. – Им, как правило, обозначаются кредиты для заемщиков с небезупречной кредитной историей. Ставка по ним на несколько пунктов превышает основную».
По мнению Сергея Кульпина, сейчас в банковском секторе снижаются экономические риски, улучшается ситуация с ликвидностью, и банки просто возвращаются к тем условиям, в которых они работали до кризиса. «Модели оценки заемщиков учитывают статистику 2008-2009 года, и просроченная задолженность по вновь выданным кредитам, в том числе и потребительским беззалоговым, почти равна нулю, – отмечает банкир. – По ипотеке же рисков снижения залоговой стоимости тем более нет. Прогноз роста цен на жилую недвижимость превышает показатели инфляции. Поэтому ни к какому ухудшению кредитных портфелей сегодняшняя политика банков не приведет».
Нефть может подешеветь из-за угрозы рецессии в еврозоне
Чем ближе конец года, тем активнее в России обсуждаются прогнозы мировых цен на нефть, предполагаемые показатели роста ВВП и бюджетного дефицита в 2011 году. Эксперты пока не могут прийти к консенсусу в оценках ситуации.
По словам заместителя руководителя аналитического отдела ИК «Совлинк» Ольги Беленькой, некоторые частные прогнозисты рассматривают вариант, при котором цены на нефть в следующем году могут достигнуть уровня в $90 за баррель. Последние прогнозы Минэкономразвития РФ более осторожны. Оптимистичный сценарий предусматривает рост цен на нефть в пределах $81 за баррель. Прирост ВВП в таком случае составит 4,5 % за год. По базовому сценарию рост цен ограничится $75 за баррель; в таком случае объем ВВП прирастет на 4,2 %.
«Прогноз цен на нефть всегда связан с высокой степенью неопределенности, – отметила Ольга Беленькая. – На мой взгляд, вследствие слабого восстановления экономик развитых стран и принимаемых Китаем мер по замедлению сверхвысоких темпов экономического роста рассчитывать на заметное повышение спроса на нефть не стоит. Поэтому сценарий роста цен на нефть может быть обеспечен лишь значительными вливаниями ликвидности в мировую экономику и связанных с этим ожиданий ослабления покупательной способности доллара».
По мнению эксперта, слабость фундаментальных факторов спроса на нефть будет компенсироваться поддержкой стимулирующей политики мировых центробанков. Наиболее вероятным представляется колебание нефтяных цен в диапазоне $75-85 за баррель.
«Выход к $90 за баррель возможен в случае значительного ослабления доллара или маловероятного ускорения роста мировой экономики, – продолжает Ольга Беленькая. – Но в случае новой угрозы рецессии в мировой экономике или углубления долгового кризиса в еврозоне можно увидеть и снижение нефтяных цен в район $60-70 за баррель как следствие рыночной реакции массового избавления от рисковых активов».
В 2011 году эксперт ожидает продолжения умеренного роста экономики (4-4,3 %) по мере постепенного оживления банковского кредитования, повышения инвестиционной активности предприятий и предполагаемого роста потребительских расходов. Одним из сдерживающих факторов для экономического роста, по мнению Ольги Беленькой, может стать повышение налоговой нагрузки, в частности, увеличение ставки ЕСН с 2011 года.
Трейдеры не будут спекулировать рублем
На прошлой неделе на китайской валютной бирже China Foreign Exchange Trade System начались прямые торги рубля с юанем. В начале первого дня торгов курс новой пары составлял 4,6711 рубля за юань, при этом трейдеры не проявляли особой активности в операциях с рублем, сообщает Reuters.
«Начало торгов рубля с юанем является частью политики снижения издержек во взаимной торговле и инвестициях», – отметил главный экономист УК «Финам» Александр Осин. По мнению эксперта, в целом эффект от создания новой торговой пары для обеих экономик будет весьма небольшим: «Для примера, объем накопленных прямых инвестиций КНР в российской экономике занимает только 0,2 % ВВП России».
«Повлияют ли торги парой рубль-юань на курс рубля, будет зависеть от того, насколько активно юань будет «открепляться» с точки зрения курсовой политики от американского доллара, – продолжает эксперт. – Судя по текущей динамике этого процесса, он займет еще по меньшей мере несколько лет. На данный же момент, фактически торгуя парой рубль-юань оператор заключает сделку в паре рубль-доллар США с поправкой на темпы контролируемого регуляторами КНР укрепления национальной валюты в несколько десятых процента в месяц».
Александр Осин считает, что новая пара заинтересует трейдеров только в плане нормальной работы по обеспечению внешнеторговой деятельности и инвестиций в реальном секторе. Для биржевой спекуляции, по его мнению, рубль будет не так интересен.
Импорт автомобилей ограничится непопулярными моделями
К 2020 году доля импорта автомобилей в Россию снизится в три раза в денежном выражении, а объемы выпуска легковых автомобилей увеличатся в два раза. Об этом на заседании Совета генеральных и главных конструкторов заявил вице-премьер РФ Сергей Иванов.
По мнению чиновника, к указанному сроку российский автопром должен устранить технологический разрыв с мировыми автопроизводителями, что невозможно без модернизации производства.
По прогнозам экспертов аналитического агентства «Автостат», доля импорта автомобилей в общем объеме российского рынка к 2020 году может снизиться с нынешних 34 % до 25 %. «Уже сегодня сборка иномарок на российских заводах растет и она будет продолжать замещать импорт», – сообщил заместитель руководителя «Автостата» Сергей Удалов.
«Сейчас в России происходит не избавление от импортных автомобилей, а изменение места сборки автомобилей, – продолжает Сергей Удалов. – Производство наиболее востребованных моделей будет постепенно перенесено в Россию, а импортироваться будут те машины, спрос на которые невелик, а организация производства в РФ невыгодна.
Технологический разрыв не является проблемой, если речь идет про российские заводы иностранных концернов. Там уже сейчас используются современные технологии, и дальше они будут развиваться в соответствии с мировыми тенденциями, отмечает эксперт.