Закончено проектирование участка дороги "Раздольное - Хасан", разрезающего так называемую "Землю леопарда" пополам. Именно здесь, на Нарвинском перевале, планируется строительство автомобильного тоннеля, чтобы дать возможность животным беспрепятственно переходить на особо охраняемые территории.
Машина буксует, ее вытягивает БТР. Нарвинский перевал в зимний период всегда доставляет массу неудобств водителям автотранспорта любой мощности. Особенно сложно преодолеть этот, хоть и небольшой подъем, большегрузам. Вытягивают их с большим трудом.
Василий, водитель: "Это не перевал, это - война, хорошо, что погода хорошая, если бы снег - были бы жертвы".
Этот пятикилометровый участок трассы не только соединяет территории заповедника "Кедровая Падь" и федерального заказника " Леопардовый". Это - естественный экологический коридор, по которому веками обходили свои владения теперь уже краснокнижные тигры и леопарды.
Андрей Фереферов, координарор проекта по сохранению тигра: "Движение увеличивается, машин прибавляется, есть преграда, которая мешает. Одно из подтверждений необходимости строительства - прошлый факт, когда была сбита тигрица. Зверь погиб, ДТП не установлено".
Идея проложить тоннель для автомобилей в этом месте для обеспечения свободного передвижения животных давно посещала природоохранников. Но до ее осуществления дело дошло только сейчас. Этот объект появился в официальных документах после посещения высоких чиновников заповедных мест. Не так давно появился еще один документ, так называемый " Перечень поручений" по развитию этих территории, подписанный Путиным в сентябре этого года. В нем конкретные задания даны всем ведомствам, от которых зависит дальнейшая судьба "Земли леопарда". Проектирование этого участка в 5,5 километра завершено.
Сергей Филь, директор департамента дорожного хозяйства Приморского края: "Весь проект с туннелем будет стоить 2 миллиарда. Мы обратились в Министерство транспорта, Росавтодор, чтобы нам выделили деньга. К концу года мы получим положительную экспертизу. В начале года мы готовы объявить аукцион и приступить к строительству этого участка".
По проекту, ширина туннеля двенадцать метров, высота - пять. Но главное - его предполагают строить закрытым способом, не нарушая естественного верхнего слоя почвы. Даже есть первые претенденты на проведение таких работ. Остается надеяться, что к 2013 году это будет первый в стране тоннель, проложенный во имя сохранения уникальных диких кошек.