Все когда-то случается впервые, вот и мне наконец довелось ненадолго стать диггером. Все неизведанное вызывает страх, и я, собираясь на прогулку в подземелье Владивостока, очень волновалась
Признаться, и руководитель нашей экскурсионной группы – директор Владивостокского диггер-клуба Артур Романенко оптимизма не добавил, сразу предупредив, что внизу будет очень холодно. С перепугу нацепив на себя все теплые вещи, имевшиеся в моем шкафу, зашнуровав ботинки, захватив мощный фонарик и перчатки, я поехала наконец на встречу. Кстати, как выяснилось впоследствии, под землей не так уж и холодно: зимой в помещениях форта температура около +5 градусов по Цельсию, летом – от +11 до +15, так что холодно было только на поверхности, в конце октября на горе было действительно весьма прохладно.
Собирались мы на Луговой, в вместительном микроавтобусе сидели еще 10 отчаянных смельчаков, решившихся пощекотать себе нервы. Ласково назвав нас «свежим мясом» и плотоядно улыбнувшись, Артур собрал деньги (стоимость нашей экскурсии составляла 400 рублей, но ценник может возрасти и до 1000 рублей – в зависимости от маршрута) и раздал нам инструкции по технике безопасности. Каждый член группы должен обязательно ознакомиться с ней, потому как форт полностью заброшен с 1996 года.
Путь наш лежал в форт № 3 императрицы Екатерины Великой. Кстати, все форты крепости именные. Объекты, находящиеся в черте города, а именно семь фортов проекта 1910 года, назывались в честь династии Романовых, оставшиеся форты этого же проекта, располагающиеся на о. Русском, – в честь династии Рюриковичей. На сегодняшний день форт
№ 3 является одним из наиболее известных и посещаемых объектов крепости. Находится он на горе Попова, раньше здесь располагалась воинская часть ПВО, объект имеет разветвленную сеть подземных коммуникаций протяженностью около 1,5 километра. В принципе, попасть сюда может любой желающий, так как от остановки «Дальхимпром» на форт ведет вполне проезжая дорога. А вот выбраться без инструктора из тоннелей будет весьма проблематично. Форт № 3 строился в цепочке северной линии обороны Владивостока с сентября 1910 года вплоть до того момента, когда грянула Великая Октябрьская революция. Именно по этой причине строительство не было завершено, к примеру, не построены казарма, пекарня и портал тыльного выхода.
Высадили нас в 1,5 километра от входа в форт, по пути инструктор рассказывал обо всех встречающихся нам объектах, будь то бывшая станция грузовой канатной дороги 1912 года или остатки складов строительных материалов. Как нас заверили, с горы открывается отличный вид на Владивосток и Уссурийский залив, а в хорошую погоду видно даже Большой Камень. Но, к сожалению, нашей группе смельчаков не повезло – стоял густой туман, так что дальше пары метров ничего видно не было. Хотя, на мой взгляд, в этом была даже своя особая прелесть – ощущение чего-то загадочного, таинственного и запретного не покидало группу на протяжении всего маршрута.
И вот, запыхавшиеся и заинтригованные, мы подошли к входу в подземелье. Признаться, у меня две черные дыры, именуемые входом в форт, симпатии не вызывали, да и наш инструктор всячески запугивал историями о горе-путешественниках, которых находили в тоннелях как живыми, так и мертвыми. Таким образом он мотивировал нас не отставать от группы, держаться вместе и смотреть под ноги, ведь благодаря собственной неосторожности можно легко поскользнуться и разбить себе голову либо элементарно заблудиться. На входе нас поджидало первое препятствие – огромные лужи, через которые приходилось перебираться по камушкам, но дальше во всех тоннелях было сухо и относительно чисто.
– Мы идем по тоннелю длиной 160 метров и высотой 2 метра, – вещал наш предводитель, – он сделан из бетона, толщина пола составляет 1,5 метра. Максимальная глубина, на которую мы спустимся, – 20 метров от поверхности земли.
Вопреки распространенным легендам между фортами нет подземных ходов. Всего лишь четыре объекта из 700 подземных сооружений Владивостока соединяются между собой. Дело в том, что подземное строительство – очень дорогостоящее занятие. Для сравнения: в современном метростроительстве только выработка 1 метра прохода в скале без бетонирования обойдется в 1 млн долларов. Тогда же труд был по большей части ручной, и все же на объекты Владивостокской крепости Российская империя потратила 1/12 золотого запаса страны. Тому есть простое объяснение: город является главным военным портом России на Тихом океане. Соответственно, для защиты важных производств, запасов и людей денег не жалели, строились подземные хранилища, убежища, в советское время – командные пункты и даже заводы.
Масштабы строительства, конечно, поражают воображение. Здесь многое было сделано для безопасности солдат. Чтобы в подземном сооружении было светло, провели электричество, для проводов в потолках тоннелей были выбиты канавки, а в специальные ниши можно было ставить керосиновые лампы. Кстати, стены постройки 1914 года до сих пор имеют не просто белый, а белоснежный цвет. В ходе экскурсии мы рассмотрели дымоходы, которые остались от печек-буржуек, а позже увидели и затопленный тоннель, в котором великодушно предложил нам искупаться инструктор, и шесть открытых минных камер, расположенных друг за другом. На одном из отверстий был выдран железный ободок весом в несколько сотен килограммов – удивительно, но охотники за металлом добрались и сюда.
– А это туалеты, – объяснял нам Артур, показывая рукой на две комнаты, – здесь их два: один офицерский, другой – для солдат, все они были укреплены. Так что военный мог отстреливаться, справляя нужду, ведь в сортире умирать никому не хотелось.
Местами с потолка свисают сталактиты, а все стены облеплены влажными каплями. Зимой пол коридоров, расположенный под большим углом, покрывается тонкой корочкой льда. Если поскользнуться, то катиться придется несколько десятков метров. Мы то поднимались вверх, то спускались вниз, то шли по горизонтали. В тоннелях, распложенных под углом, увидели перила, предназначенные для того, чтобы раненые солдаты смогли самостоятельно выбраться наверх. Особый восторг у нашей группы смельчаков вызвали летучие мыши, но хоть они и спали, потрогать их все равно не разрешили, мотивируя это тем, что мыши являются разносчиками различных заболеваний.
Полностью этот материал Вы можете прочитать в газете "Владивосток"