За прошедшее десятилетие жители Дальнего Востока вслед за остальными россиянами во многом растеряли терпимость и уважение к чужой культу
12:47, 9 ноября 2010 ОбществоПриморье становится все более привлекательным для наших соседей из ближнего зарубежья. Само по себе это неплохо, так как в крае уже давно наблюдается хроническая нехватка рабочих рук. Мигранты из Средней Азии и Китая работают на стройках, убирают мусор в приморских городах, кладут асфальт. Сложно найти отрасль, в которой сегодня не трудились бы гастарбайтеры.
В то же время увеличение количества мигрантов приводит к росту националистических настроений среди местного населения. До недавнего времени национализм не был свойственен местным жителям. В Приморье живут представители 119 национальностей, в крае зарегистрированы более 30 религиозных конфессий. Дальний Восток изначально заселялся людьми разных народностей и верований, и они смешивались с малочисленным коренным населением: корейцами, удэгейцами, китайцами…
К иностранцам Владивосток стал враждебен лет десять назад. Это совпало с периодом активного исхода россиян с Дальнего Востока в более благополучные и комфортные места. Причем Приморье в основном покидают люди с высшим образованием, состоявшиеся как специалисты.
По словам владивостокского политобозревателя Анатолия Калачинского, «студенческая масса, которая прежде была средой, в которой люди интеллектуально росли, сейчас настолько разбавлена гопниками, что мат поселился даже в университетских коридорах. Профессура не справляется с облагораживанием этой зеленой поросли».
По словам руководителя владивостокского «Союза Славян» Александра Комарова, причина нелегальной миграции лежит в самой системе. «Никто не может более-менее точно сказать, сколько нелегальных мигрантов сегодня находится на территории края. Фирмы не делают заявки, квоты минимальные, прокуратура и милиция не контролируют ситуацию должным образом», – уверен он.
Причину роста этнической преступности и усугубления криминальной ситуации «Союз Славян» видит именно в наличии нелегальной миграции. «Нашей власти выгодно это явление, – считает Александр Комаров, – Это обширное поле для коррупции, и каждый старается получить с него приличную выгоду. Фирмы утаивают число рабочих, экономя при этом на пошлинах, многочисленные чиновники тоже имеют некоторые денежные суммы, есть подобный интерес и у некоторых представителей правоохранительных органов».
«Проблема будет решена, и напряжение между местным населением и приезжими будет снято, если законодательство утвердит минимальную оплату труда на уровне 160 рублей в час», – уверен Комаров.
С ним не согласно большинство местных политологов и экономистов.
По их мнению, «быдлоизация» Владивостока проходит успешнее, чем его капиталистический расцвет. Из мирного города, где тон задавали интеллигентные сотрудники ДВО РАН и морские офицеры, считавшие себя элитой вооружённых сил, Владивосток превратился в свинью, чавкающую своих поросят. Не всем поросятам это нравится, и они уезжают туда, где лучше, чище, культурнее. На их место приезжают те, кто считает возможным гадить в подъездах и говорить только матом.
Приморские эксперты сходятся во мнении, что решение проблемы национальной вражды кроется отнюдь не в повышении уровня благосостояния. Высокий уровень жизни не снимает проблему конфликтов между представителями различных культур, что подтверждает и зарубежный опыт. До тех пор, пока культура российского общества не станет более толерантной, невозможно победить межнациональную рознь. За прошедшее десятилетие жители Дальнего Востока вслед за остальными россиянами во многом растеряли терпимость и уважение к чужой культуре. Однако если мы хотим жить в цивилизованном обществе, а не в окружении «быдла», всем этим понятиям придется обучаться заново.