Борис Грызлов: «Равнодушие по отношению к детям недопустимо»

Государственная Дума готовит ко второму чтению законопроект о запрете на работу с детьми для лиц, судимых за преступления против половой н

16:14, 2 ноября 2010 Политика

Государственная Дума готовит ко второму чтению законопроект о запрете на работу с детьми для лиц, судимых за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Это уже не первый законодательный акт в Государственной Думе текущего созыва, направленный на защиту детей и подростков. О законодательных проблемах соблюдения прав детей в России мы беседуем с Председателем Государственной Думы Борисом Грызловым.

- Борис Вячеславович, в чем Вы как Председатель Государственной Думы видите приоритеты государства в сфере защиты прав детей?

- Прежде всего, это право на жилье, право на семью, на образование, защита от жестокости и насилия, включая сексуальное насилие, профилактика детского неблагополучия и безнадзорности.

- Как оцениваете российское законодательство с точки зрения эффективности противодействия жестокости и насилию в отношении детей? Адекватно ли оно сложившейся ситуации?

- Ситуация достаточно тревожная. Только в прошлом году более полутора тысяч детей погибли от рук взрослых, всего же насилию в России подверглись более ста тысяч несовершеннолетних. И это только официально зарегистрированные случаи.

Безусловно, не все зависит от законов, но пробелы в законодательстве есть, и они последовательно устраняются. В 2009 году Государственная Дума приняла закон об усилении уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности детей и закон о защите детей от информации, способной причинить вред их здоровью и развитию. В этом году будет принят закон, который жестко запретит работать в детских учреждениях лицам, имеющим судимость за сексуальные преступления против несовершеннолетних. В первом чтении за этот проект проголосовали все 450 депутатов.

- Редкое единодушие…

- По-другому и быть не могло. Судите сами: в начале 2010 года более 10 тысяч человек отбывали наказание за преступления сексуального характера в отношении детей. Вдумайтесь, это тысячи детей с травмированной психикой! А 340 детей пострадали не от кого-нибудь, а от педагогов.

Любые проявления жестокости по отношению к детям, будь то в семье или в детском доме, не должны оставаться без внимания соответствующих структур. А таких структур у нас достаточно: это и прокуратура, и органы опеки, и органы внутренних дел, и в частности, подразделения по делам несовершеннолетних. Надо только чтобы они работали и тесно взаимодействовали.

Детское неблагополучие надо выявлять на ранних стадиях и принимать адекватные меры. Равнодушие по отношению к детям недопустимо ни со стороны государственных органов, ни со стороны общества. Тогда не будет такого количества детских смертей и преступлений с участием детей и в отношении детей, не будет столько беспризорников, дети перестанут убегать из семей и интернатов на улицу.

- Что, на Ваш взгляд, надо изменить в действующей системе профилактики безнадзорности?

- Для того чтобы все это работало как система, нужно четко распределить функции и полномочия между всеми органами и учреждениями. Должно быть отлажено взаимодействие, и не только в пределах одного региона, но и по всей стране. Нужно определить орган, который будет координировать всю эту работу.
Необходима единая система учета не только безнадзорных и беспризорных детей, но и семей, находящихся в социально опасном положении. Банк данных должен регулярно обновляться, поэтому не лишним, наверное, будет установить ответственность за несвоевременное предоставление соответствующих сведений о детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

На законодательном уровне следует четче определить правозащитные функции подразделений по делам несовершеннолетних, функции по сбору информации о безнадзорности, беспризорности и правонарушениях несовершеннолетних, нарушениях их прав и законных интересов, систематизации и анализу. Нужна единая нормативная база деятельности таких комиссий и понятные критерии оценки их работы.

Не менее важно создавать условия для нормального развития детей, укреплять инфраструктуру образования, культуры. Очень многое может сделать школа. Я имею в виду не только уроки, но и внеурочные занятия, кружки, секции. Сегодня в каждом регионе есть бесплатные спортивные секции. Соревнования, конкурсы внутри одной школы, между разными школами – все это способно увлечь ребят, и денег много не надо, весь вопрос в грамотной организации.

- В середине ноября Государственная Дума рассмотрит во втором чтении проект федерального бюджета на следующий год. Как в бюджете защищены интересы детей?

- Ассигнования федерального бюджета на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства в целом увеличиваются. С учетом материнского капитала за три года эти расходы будут увеличены более чем на 30 миллиардов рублей. Вырастут размеры всех пособий – и тех, которые индексируются, и тех, которые рассчитываются в зависимости от средней заработной платы. На 500 миллионов рублей в 2011 году будут увеличены расходы на оздоровление детей. Они составят 4,6 миллиарда рублей.

В проекте бюджета на 2011 год предусмотрены средства для выплаты пособий на содержание детей в семьях опекунов и приемных семьях, несмотря на то, что в соответствии с законом об опеке и попечительстве это полномочия субъектов Федерации. Будет увеличен и размер материнского капитала. В 2011 году он составит почти 366 тысяч рублей.

Со следующего года в шесть раз – с нынешних 1 до 6 миллиардов рублей – увеличатся расходы на жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это вклад федерального бюджета в решение проблемы.

Я знаю, проблема обеспечения жильем детей-сирот в регионах стоит достаточно остро. Особенно неблагополучна ситуация в Кемеровской, Иркутской, Челябинской, Свердловской, Саратовской и Тюменской областях, Пермском, Краснодарском и Красноярском краях.

По последним данным, потребность в жилье испытывают более 220 тысяч детей-сирот. Ежегодно выявляется по 12 тысяч новых очередников на получение такого жилья.

Надеюсь, благодаря участию федерального бюджета работа в регионах по обеспечению детей-сирот жильем активизируется.

Гарантии на жилье для детей-сирот должны быть усилены, в том числе на законодательном уровне. Правительство уже готовит соответствующие поправки в закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и в Жилищный кодекс. Думаю, в скором времени законопроект поступит в Госдуму.

- Как Вы оцениваете вклад общественных организаций и благотворителей в детские программы?

- Все, что делается в интересах детей, я, разумеется, оцениваю положительно. Необходимо всячески поддерживать деятельность общественных организаций и благотворителей, шефскую работу. Это будет и дополнительная помощь и контроль дополнительный. В России одних только учреждений для детей-сирот более полутора тысяч. Уверен, в каждом из них шефам будут только рады.

- Достаточно ли сегодня стимулов для такой деятельности?

- Смотря что под этим понимать. Если говорить о материальных стимулах, то, наверное, нет, потому что льгот и послаблений, сколько бы их ни было, всегда недостаточно. Но знать, что ты что-то сделал для того, чтобы другой человек не оступился, не сорвался, а занял достойное место в жизни, – разве этого мало?
Если же говорить о законодательстве, регулирующем благотворительную деятельность и добровольчество, то оно, надо признать, пока не имеет системного характера и нуждается в совершенствовании. Определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются. В октябре в первом чтении принят законопроект, направленный на создание благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций, развития благотворительной деятельности и добровольчества. В перечень целей благотворительной деятельности включено немало направлений. В их числе реабилитация безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, содействие профилактике безнадзорности и правонарушений, а также осуществление на безвозмездной основе деятельности в сферах образования, физической культуры и массового спорта.

Но каким бы ни было участие общества, роль государства в сфере защиты детства не должна ослабевать. В этом я абсолютно убежден.