По решению правительства все высотные здания, в том числе и старые, оборудуют суперлифтами. Вернее, должны оборудовать. Вот только условия
12:25, 28 октября 2010 ОбществоПо решению правительства все высотные здания, в том числе и старые, оборудуют суперлифтами. Вернее, должны оборудовать. Вот только условия для муниципалитетов, ТСЖ и прочих собственников домов крайне неподъемные. Потому, похоже, скоро очень многим из нас придется ходить на верхние этажи пешком…
В октябре нынешнего года в силу вступил техрегламент «О безопасности лифтов». Согласно документу в течение 5-7 лет все эти агрегаты должны пройти экспертизу на соответствие новым требованиям. Подъемники, оказавшиеся «вне закона», предстоит заменить, а если на это нет денег – отключить. Такая судьба постигнет более чем 30 процентов лифтов всего Приморья.
В былые годы все, что связано с эксплуатацией подъемников, регламентировалось «Правилами устройства безопасной эксплуатации лифтов» – документом, разработанным Ростехнадзором и периодически переиздававшимся. Сейчас же нормативная база была полностью переработана, для чего потребовалось разработать 14 новых ГОСТов. Благодаря новому документу людям с ограниченными возможностями наконец-то станет удобно пользоваться лифтом. Проем въезда будет широким, появятся поручни, а панель приказов (как на площадке, так и внутри кабины) должна находиться на уровне, удобном для использования людям с ограниченными физическими возможностями.
Новые подъемники станут и более пожаробезопасными. Раньше лифты (особенно купе-кабина) изготавливались из горючего материала – ДСП и пластика. Из такого же материала – пластика и жести – были и двери шахты. Учитывая, что при пожаре дым и огонь стремятся именно в шахту – своего рода вытяжную трубу, это было отнюдь не безопасно. Поэтому кабина современного лифта выполнена из пожаростойких материалов и вроде как выдерживает высокую температуру не менее трех часов, при этом совершенно не деформируясь. В течение двух часов при отключении питания лифта должно работать и аварийное освещение. Это особенно важно для пожилых людей и детей, случись им вдруг застрять в кабине.
Кстати, лифты последнего поколения электронные и подключаются к программе сигнализации в здании, которыми по новому СНИПу должны быть оборудованы все высотные здания. В схеме умного механизма есть режим работы «Пожарная опасность»: при срабатывании датчика на лифт поступает команда. И если кабина в этот момент находится в движении, то тормозит на первой же остановке, двери открываются, и до устранения проблем лифт никуда не поедет.
Самое важное – принятый ранее срок эксплуатации лифта (25 лет) становится обязательным. То есть отработал агрегат положенный срок – его надо или менять, или модернизировать. Это уж как решат органы сертификации. Впрочем, как утверждают специалисты, лифты, установленные до 1990 года, модернизировать смысла нет.
Обновлять там попросту нечего, а если еще учесть качество строительной конструкции… Стены разрушаются, появляются сколы, трещины, что отнюдь не гарантирует нам – жильцам многоэтажных зданий – безопасности. С более «молодыми» устройствами дело несколько лучше. Но и их модернизация – понятие достаточно условное. Документы на устройство – устаревшие. От лифта остаются лишь направляющие кабины и каркас противовеса. Плюс раз в пятилетку металлоконструкции требуется экспертиза. И нет никакой гарантии, что лет через десять после капремонта сия металлоконструкция не сгниет до основания. Тем более что наш муссонный климат очень уж способствует ржавчине и коррозии. А стоить такая модернизация будет лишь на треть дешевле полной замены лифта. К слову, чтобы заменить лифт в 9-этажке, потребуется более 1 млн рублей. Если же все-таки кто-то решится на подобный подвиг, то придется менять все и бесповоротно.
Учитывая то, что сейчас дома переданы собственникам, все расходы по замене лифтов лягут на их плечи. А нет денег – ходите пешком.
Полностью этот материал Вы можете прочитать в газете «Владивосток» за четверг, 28 октября.