Каждая третья семья в России, по статистике, пользуется теми или иными кредитами. Желая купить какую-то вещь или просто взять деньги в долг,
12:05, 27 октября 2010 ПолитикаКаждая третья семья в России, по статистике, пользуется теми или иными кредитами. Желая купить какую-то вещь или просто взять деньги в долг, мало кто представляет, чем это может обернуться для них впоследствии. Банки не только берут проценты за предоставление кредита, но и зачастую используют финансовую неграмотность клиентов, прописывая в договорах всякого рода комиссии.
Что мелким шрифтом писано…
Для внесудебного решения возникающих в банковской сфере конфликтов в России создан институт так называемого финансового омбудсмена, в задачи которого входит досудебное рассмотрение споров между банками и их клиентами в случае, если требования не превышают 300 тыс. руб. Пост омбудсмена занял депутат Госдумы Павел Медведев.
Жалуйтесь!
Что касается Дальнего Востока, то пока больше всего заявлений в аппарат омбудсмена поступило от клиентов банка «Хоум Кредит» – около 30. На втором месте по количеству жалоб – банк «Русский стандарт»: 20 писем. Остальные банки – Сбербанк, Райффайзенбанк, Промсвязьбанк и др. – далеко отстали от лидеров региона по количеству жалоб.
На данный момент прокуратура признала незаконными восемь видов комиссионных сборов: это комиссии за выдачу кредита, за рассмотрение заявки, за перечисление средств на счет заемщика, за выдачу денежных средств со счета, за досрочное погашение кредита, за услуги персонального ипотечного консультанта, за открытие ссудного счета, за ведение ссудного счета.
–Мы работаем в тесном сотрудничестве с хабаровской юридической компанией, – рассказывает Анна Загоржевская, директор одной из владивостокских юридических фирм, защищающей права заемщиков, – именно в этом регионе впервые началась деятельность по оказанию таких услуг. Вопрос очень актуален для людей, ведь в 2006–2008 годах банки брали просто сумасшедшие комиссии.
Из сложившейся практики могу сказать, что суды однозначно взыскивают все незаконные комиссии, а также компенсацию морального вреда в пользу потребителя. При этом суд высчитывает с банка все понесенные по делу судебные расходы, а также штраф в муниципальный бюджет за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу клиента.
Причины, по которым финансовые учреждения берут дополнительную плату, разные. Одни банки, вводя подобные комиссии, регулировали собственные балансы (полученные от заемщика деньги распределялись между процентными и комиссионными доходами, что отражалось на разных статьях баланса банка). Другие финансовые учреждения старались занизить процентную ставку, чтобы агрессивно использовать это в рекламе. Третьи были вынуждены следовать вслед за рынком и вводить аналогичные кредитные продукты, так как клиентов отпугивали реальные процентные ставки, которые выглядели непривлекательными по сравнению с рекламой конкурентов.
Вернуть уже выплаченную банку комиссию вполне реально, независимо от того, выплатил ли человек всю сумму кредита или еще продолжает платить.
Частные случаи– глобальная проблема
Но чаще конфликты между финансовыми учреждениями и клиентами возникают из¬за собственной неразумности граждан. В таких случаях люди подают иски в надежде на справедливое решение проблемы.
–Я получал зарплату на карточку, – рассказывает Дмитрий, заемщик, – и заключил с банком договор «Овердрафт», когда на определенную сумму можно войти в кредит. Но в один не очень прекрасный день зарплатную карточку у меня украли. Так как она была защищена ПИН¬¬кодом, я по этому поводу особенно не переживал и только по истечении двух дней обратился в банк для восстановления карты. Но оказалось, что похитители за эти два дня сумели снять деньги с моей карты, помимо этого набрали товара в кредит и даже смогли заправиться на АЗС. А так как карта зарплатная, при поступлении средств с работы деньги ушли в счет погашения долга, и свою потерю банк компенсировал.
–Мне срочно нужны были деньги на оплату учебы дочери, – рассказывает Светлана Анатольевна, заемщица, – к тому же у меня сломалась электроплита. Через знакомых я вышла на некоего Виталия, как мне сказали, он помогает с быстрым получением наличных средств. Схема получилась такая: в магазине я взяла ему плазменный телевизор, а себе печку в кредит на свое имя. При этом за телевизор он мне должен был отдать 60 % наличными. Когда подошло время возвращать мне деньги, Виталий заявил, что должен мне только 40 %. Выхода у меня не было, и я взяла, получается, 18 тысяч рублей. В течение года все взносы я делала вовремя, но до конца кредит не закрыла. Я звонила в этот банк, чтобы объяснить свою ситуацию, но там постоянно отвечал автоответчик. Спустя два года специалисты этого учреждения сами стали названивать мне. Выяснилось, что за 52 тысячи рублей, именно столько стоили «плазма» и печь, вместе со всеми начислениями я оказалась должна 290 тысяч.
Между тем и банкам есть что сказать в свою защиту. Как объяснили специалисты в одном из финансовых учреждений. По условиям договора держатель карты Дмитрий должен был незамедлительно обратиться в банк с заявлением, что карта похищена, так как ПИН¬¬код защищает карту только при получении наличных в банкоматах. Что касается Светланы, то изначально за получением кредита она обратилась к некоему Виталию – тут налицо финансовая махинация, которая не избавляет от уплаты кредита. При оформлении кредита очень важно внимательно прочитать все документы, которые вы должны подписать, потому что ваша подпись в договоре означает, что вы согласны с условиями и несете финансовую ответственность.
Тем не менее граждане по¬прежнему вправе отдать свое дело в суд. Исковое заявление необходимо подкрепить документами. От уплаты госпошлины по искам, связанным с нарушением прав потребителей, истцы освобождаются.
Кстати
По данным крайстата, за девять месяцев текущего года все, что граждане заработали, трудясь на благо коммерческих предприятий, собственного бизнеса или государства, а также получили в качестве дивидендов, наследства, пособий и пенсий, – все средства сложились в сумму 285,7 миллиарда рублей. Или в расчете на каждого составили 16 тысяч рублей в месяц. Это почти на 5 процентов больше прошлогодних реальных денежных доходов.
Как пояснили в крайстате, большую часть заработанного честным трудом (68 процентов) мы тратим на покупку товаров и оплату услуг. Еще 11 процентов доходов используем для проплаты обязательных расходов и разнообразных взносов. Средства, оставшиеся после удовлетворения потребительских запросов (покупки товаров и услуг), экономисты называют финансовыми активами населения. Граждане направляют их на сбережения. Несмотря на выход из кризиса, население по¬прежнему не склонно много тратить и припасает «копейку» на черный день: доля «сберегательных» запасов осталась на прошлогоднем уровне. Их трудящиеся разнесли по следующим «полочкам»: 17 процентов положили на депозиты в различные банки, потратились на приобретение ценных бумаг и недвижимости, еще на 7,5 процента своих доходов накупили иностранной валюты.
Одной из характерных черт 2009 и 2010 годов стал заметный рост в банках вкладов населения. Если на 1 января 2008 года жители Приморского края хранили в банках 42,5 миллиарда руб¬лей, то на начало 2010¬го – уже 60,7, а на 1 октября сего года (по оперативным данным Сберегательного и коммерческих банков) – 75,8 миллиарда рублей. Если сумму поделить на всех зарегистрированных в Приморье жителей, включая новорожденных, то получится, что каждый имеет на банковском счету 38 тысяч рублей. При этом чуть больше половины всех вкладов граждане по¬прежнему несут в Сберегательный банк.