К такому выводу пришли участники
18:54, 8 октября 2010 ОбществоВ четверг, 7 октября, в конференц-зале издательства «Владивосток» для журналистов Приморья состоялся «круглый стол» на тему «Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Проблемы и перспективы».
В работе «круглого стола» приняли участие эксперты Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, департамента по дополнительному образованию ДВГТУ, директора школ и специалисты педагогического колледжа.
Актуальность обсуждения темы вызвана тем, что 2010-2011 год являются последними этапами внедрения новых образовательных стандартов. В чем заключается поэтапное реформирование образования, каковы ориентиры и приоритеты стандартов нового поколения рассказали эксперты в области образовательной сферы.
Александр Петрунько, проректор по научно-методической работе Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования отметил, что «острая потребность в стандартизации российского образования обозначилась в начале 90-х годов, когда возникла угроза потери единства образовательного пространства страны. Эту задачу стандарты так называемого первого поколения с успехом выполнили. К началу 21 века обозначилась тенденция резкого отставания российской системы общего образования от мировых тенденций. Российское образование стало неконкурентоспособным. И введение образовательных стандартов нового поколения стало необходимостью. Стандарт второго поколения по количеству и качеству нововведений, сфере применения носит беспрецедентный характер. Не случайно его уже сегодня называют «конституцией школьной жизни». Стандарт второго поколения предъявляет новые требования к ожидаемым результатам общего образования, обусловливают новое содержание и способы деятельности педагога. Если раньше требования рассматривались только в контексте предметных знаний и умений, то теперь это совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов.
В сложившейся образовательной практике основным ответчиком за результаты образования был учащийся. Это на него не всегда светлую голову обрушивается лавина контрольных работ, аттестационных процедур и срезов. В стандарте второго поколения за образовательные результаты будут отвечать государство, семья и школа. Новый подход предлагает рассматривать стандарты как общественный договор, отражающий целевые установки функционирования и развития системы общего образования. Тем самым стандарт закладывает иной тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством – отношений, основанных на принципе их взаимного согласия в формировании и реализации политики в области образования.
Еще одно существенное отличие нового стандарта – это структура и содержание образовательной программы школы. Теперь она создана для каждого уровня образования и включает примерные программы по отдельным предметам; программу воспитания, социализации; программу формирования универсальных учебных действий и т.д.
Особое место в стандарте второго поколения отведено духовно-нравственному развитию и воспитанию личности, в которой впервые предложен современный воспитательный идеал гражданина Российской Федерации.
Не менее значимой является и система оплаты труда работников образования, направленная на повышение доходов учителей и создающая условия для роста заинтересованности педагога в качестве образовательных результатов учащихся.
Но для того, чтобы реализовать стандарты на практике необходимо создать условия образовательного процесса: обеспечить материально-техническую, учебно-методическую базу школ, кадровый потенциал, финансовую составляющую, соблюдение СанПиНов»,- считает Александр Петрунько.
Нина Михайловна Великжанина, руководитель департамента по дополнительному образованию ДВГТУ, отвечая на вопросы журналистов, подчеркнула, что впервые за всю историю развития образования федеральные государственные образовательные стандарты приняты на уровне депутатов Федерального Собрания и введены законодательно. «Основным предназначением Стандарта является нормативное закрепление на федеральном уровне требований, необходимых для достижения стратегической цели российского образования – воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями. Стандарнт второго поколения коренным образом меняет образовательный процесс. И, в первую очередь, вынуждает учителя отойти от позиции «урокодателя» и стать профессионалом, гарантирующим научение каждого обучающегося», - отметила она.
Все участники дискуссии считают, что внедрение образовательных стандартов второго поколения – это дело времени. Повсеместно переход на новые образовательные стандарты произойдет в 2011 году. Процесс знакомства руководителей и учителей начальной школы с материалами стандарта уже сегодня сопровождается массовым повышением квалификации педагогических кадров в региональных институтах повышения квалификации и методических службах.