Китай и Япония оказались на грани разрыва отношений

Все началось с, казалось бы, пустякового события

17:06, 21 сентября 2010 Политика

В воскресенье Пекин заморозил дипломатические контакты с Токио, потребовав немедленно отпустить капитана китайского траулера, задержанного 7 сентября японскими пограничниками. Одновременно по крупнейшим городам КНР прокатилась волна антияпонских протестов. Как пишет газета «Коммерсантъ», очередной дипломатический кризис может свести на нет все попытки примирения, предпринятые Китаем и Японией за последние два года.

Обострение отношений между КНР и Японией началось с, казалось бы, пустякового инцидента. 7 сентября китайское рыболовецкое судно было задержано кораблями японской береговой охраны в районе необитаемых островов, на которые одновременно претендуют Япония, КНР и Тайвань. Китайцы и тайваньцы называют эти острова Дяоюй, а японцы — Сэнкаку. Необитаемая гряда унылых скал в 170 км к северо-востоку от Тайваня не представляла бы совершенно никакого интереса, если бы не информация о том, что рядом с островами находятся огромные залежи углеводородов. Точной оценки ресурсов месторождений не существует, однако Пекин и Токио ревниво отстаивают свои права на архипелаг.

Во время инцидента капитан Чжан Цисюн попытался скрыться, однако в итоге траулер был все же задержан. Японские пограничники задержали экипаж по подозрению в препятствовании действиям береговой охраны. Затем 10 сентября японский суд решил задержать Чжан Цисюна на десять дней для допросов.

Действия Токио вызвали возмущение китайской стороны. МИД КНР потребовал немедленно освободить рыбаков, а официальный представитель ведомства Цзян Юй заявила, что Китай принял решение отменить планировавшиеся переговоры с Японией по поводу делимитации границы в Восточно-Китайском море.

Одновременно посол Японии Уитиро Нива был вызван к курирующему внешнюю политику члену госсовета КНР Дай Бинго для объяснений. Причем господина Нива вызвали к Дай Бинго глубокой ночью, буквально вытащив дипломата из кровати, что возмутило уже японцев. "С точки зрения японского правительства, вызов посла Нивы в столь позднее время вызывает сожаление. Как бы там ни было, наша страна будет действовать хладнокровно",— заявил генсек правительства Японии Йосито Сэнгоку.

На прошлой неделе ситуация вроде бы начала разряжаться. 13 сентября власти Японии отпустили китайский траулер и 14 членов экипажа, оставив под стражей лишь капитана Чжан Цисюна. На свободу он должен был выйти уже вчера, однако 19 сентября японский суд вновь продлил срок его заключения на десять дней "для дальнейшего выяснения обстоятельств дела". Китайский ответ появился незамедлительно. В воскресенье на сайте МИД КНР появилось заявление, в котором представитель ведомства Ма Чжаосюй обвинил Токио в нагнетании конфликта.

"Если японская сторона будет предпринимать односторонние действия, вопреки предупреждениям, совершая ошибку за ошибкой, то Китай примет серьезные ответные меры, за все последствия этого будет отвечать японская сторона",— заявил он. Вечером замминистра иностранных дел КНР Ван Гуанъя вновь вызвал Уитиро Ниву и вручил ему очередную ноту. А затем стало известно, что Пекин решил заморозить контакты с Японией на уровне глав министерств и партсекретарей провинций. Уже отменены переговоры по расширению авиасообщения и переговоры по торговле углем.

Одной из причин жесткой риторики правительства КНР стала крайне болезненная реакция на инцидент у островов Дяоюй китайской общественности. Многочисленные интернет-форумы и онлайн-чаты немедленно захлестнула националистическая волна. "Необходимо дать ответ зарвавшимся япошкам, возродив идеи Мао Цзэдуна в области военного строительства!", "Если японские черти ставят нас в неудобное положение, надо усилить армию!",— надрывался главный националистический сайт КНР "Форум сильной страны", который расположен на портале партийной газеты "Жэньминь жибао". А в субботу, в годовщину японского вторжения в Маньчжурию, в нескольких крупнейших городах КНР прошли молодежные акции, участники которых выкрикивали патриотические лозунги и поносили соседей. И хотя эти пикеты не идут ни в какое сравнение с многотысячными антияпонскими митингами, захлестнувшими страну в 2005 году, Пекину приходится чутко реагировать на настроения собственного населения.

Так или иначе, нынешнее обострение уже во многом свело на нет усилия Пекина и Токио наладить отношения, которые руководства двух крупнейших держав Восточной Азии предпринимали с 2008 года..