О действенности нацпроектов рассказал Председатель Госдумы Борис Грызлов
11:52, 9 августа 2010 ПолитикаЗа прошедшие годы национальные проекты показали себя как достаточно эффективный инструмент. Однако проблем в соответствующих отраслях еще очень много, и многие из них особенно остро проявились в период мирового экономического кризиса. И поэтому сегодня нам приходится «вносить в повестку дня» решение новых задач.
Это в полной мере относится к нацпроекту «Образование».
Конечно, очень хорошо, что в прошлом году родилось на 0,5 млн. больше ребятишек, чем в 2000-м. Но надо признать: сеть дошкольных учреждений справляется далеко не везде. Во многих регионах очередь в детсады измеряется десятками тысяч.
Конечно, нужно строить новые. Но это процесс дорогой, а главное – небыстрый. А места нужны уже сегодня.
Что здесь можно предложить? На местах наработана определенная практика решения этих проблем. Где-то это организация частных детских садов в многоквартирных домах. Где-то этот подход дополняют, например, правом родителей, которые не могут «пристроить» ребенка в детский сад, получать доплату – и уже на эти средства они такой «семейный детский сад» организуют. Есть другие примеры. Когда, например, в большой сельской школе, загруженной лишь частично, организуется детский сад, и так далее.
Думаю, что сейчас важно, опираясь на этот опыт, отобрать лучшие практики и максимально быстро обеспечить им должную нормативную базу. Чтобы убрать существующие избыточные запреты, мешающие решать проблему. И тогда регионы и муниципалитеты смогут просто выбирать подходящие для их конкретных условий варианты, «брать на вооружение» и работать.
Кроме того, для образования, как и для всей социальной сферы, принципиальное значение имеет вопрос финансирования. Где его взять?
И вот здесь очень важно обратить внимание на энергосбережение. Эта тема не случайно была основной на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 29 июля 2010 года. Энергосбережение – важный источник ресурсов для развития отрасли. Использование современных подходов способно уменьшить расходы на оплату энергоресурсов школ на 15-20%. А сэкономленные средства учреждения могут использовать на собственное развитие: принятый в мае закон о статусе бюджетных учреждений такие возможности дает.
К сожалению, культура рационального использования ресурсов, в том числе энергии, в нашем обществе пока развита недостаточно. Поэтому еще одним мероприятием нацпроекта «Образование» могла бы стать просветительская деятельность по формированию у российских граждан новой культуры энергопотребления, начиная со школьной скамьи.
Новые задачи и новые перспективы открываются в сфере здравоохранения.
С самого начала нацпроект «Здоровье» имел четко очерченные приоритеты. Например, борьба с болезнями сердечно-сосудистой системы, защита пострадавших в ДТП.
Каковы результаты? В 2009 году смертность (в расчете на 100 тысяч человек населения) снизилась на 42 случая. При этом 39 из них – это снижение смертности от болезней системы кровообращения. Очень неплохие результаты и по линии защиты пострадавших в ДТП.
То есть большое снижение идет именно по направлениям, которые стали приоритетами нацпроекта.
Какой вывод? Впереди у нас масштабная модернизация здравоохранения. Под нее предусмотрены серьезные средства: 460 млрд. рублей. Они, как мы планируем, будут даваться под региональные программы модернизации здравоохранения.
Полагаю, что при подготовке этих программ принципиально важно учесть опыт нацпроекта. Не надо пытаться решить «все и сразу», «размазывать ресурсы тонким слоем». Надо ориентировать региональные программы модернизации здравоохранения, прежде всего, на те направления, где это дает наибольший демографический эффект, увеличивает продолжительность жизни.
Еще один момент, связанный с региональными программами. «Львиная доля» от 460 млрд. рублей (около 300 млрд. рублей) должна пойти на то, чтобы отремонтировать нуждающееся в этом объекты, оснастить их необходимым оборудованием.
Я считаю, что раз мы выделяем такие средства и проводим ремонт, то при этом обязательно должны учитываться соображения энергоэффективности. И они должны найти свое отражение в таких региональных программах.
Как и в сфере образования, это даст серьезную экономию и позволит перенаправить соответствующие средства на повышение качества самого здравоохранения.
Национальный проект «Доступное и комфортное жилье» также должен решать проблему энергосбережения.
Сегодня на обогрев жилых домов в России тратится в 3 раза больше энергии, чем, например, в Финляндии. По некоторым оценкам, в жилищном секторе фактически теряется до 60% энергии.
Одно из решений здесь – развитие индивидуального строительства. И дело не только в современных технологиях, хотя это тоже важно. В таком доме не будет, например, разбитых в подъезде окон, до которых зимой никому нет дела. Потому что тут есть хозяин.
Готовы ли наши граждане быть хозяевами? Ответ абсолютно позитивный. Так, в 2009 году жилищное строительство под влиянием кризиса снизилось. А объемы ввода индивидуального жилья при этом выросли: на 4,3%. В итоге доля индивидуального домостроения вплотную приблизилась к половине (47,8%). А по оперативным данным за первое полугодие 2010 года, она уже превысила 50%. И это во многом результат нашего национального проекта.
Однако инициатива людей самостоятельно строить малоэтажные дома пока сталкивается с серьезными преградами. Так, получить земельный участок для строительства малоэтажных домов объединению граждан можно только на аукционе. А там им приходится «на равных» конкурировать с профессиональными девелоперскими и строительными компаниями.
Поэтому необходимо пересмотреть условия предоставления земельных участков в целях малоэтажного жилищного строительства по инициативе некоммерческих объединений граждан. Представляется также необходимым активно привлекать к данному процессу Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. В частности, можно поручить ему реализовать часть земельных участков на закрытых аукционах, участниками которых могут быть только некоммерческие объединения граждан.
Одной из основных проблем остается отсутствие обеспеченных инфраструктурой земельных участков. А также – злоупотребления при подключении объектов к инженерным системам.
По сути, реализация крупных проектов по комплексному освоению территории в целях жилищного строительства не может осуществляться только за счет частной инициативы. Как показывает практика, наиболее успешными являются проекты, которые осуществляются под патронажем регионов, с участием их в создании инженерной инфраструктуры. И было бы правильно двигаться в этом направлении.
Важный момент, связанный с энергоэффективностью – капитальные ремонты. Здесь очень успешной является деятельность Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Теплопотери в жилом секторе во многих случаях удается снизить на треть, иногда практически в 2 раза.
Поэтому, в связи с прекращением в 2012 году деятельности Фонда необходимо найти новые механизмы, стимулирующие граждан на проведение капитального ремонта.
Какие здесь проблемы? Фактически, нет работоспособных механизмов аккумулирования отчислений собственников на проведение капитального ремонта. А также, что не менее важно, – обеспечения их сохранности и целевого использования.
Собираемые средства в лучшем случае идут на текущий ремонт и другие траты. А задачи капитального ремонта, включая повышение энергоэффективности жилья, не решаются.
Необходимо уже сейчас ставить вопрос о программах федерального и регионального уровня, направленных на стимулирование собственников жилья создавать фонды накоплений на проведение капитального ремонта.
И, наконец, несколько слов о четвертом приоритетном национальном проекте – «Развитие АПК».
Одним из приоритетов этого национального проекта (а затем и соответствующей Госпрограммы) стало развитие животноводства. И сегодня мы можем проанализировать определенные результаты этой работы.
Благодаря субсидированию процентных ставок данный сектор получил солидные инвестиционные ресурсы. За последние годы построено или модернизировано более 1 тысячи животноводческих комплексов.
Если в середине десятилетия производство мяса колебалось примерно в районе 5 млн. тонн, то в 2008 году оно достигло 6,3 млн. А в 2009 году увеличилось до 6,7 млн. тонн.
На фоне роста производства очень показательно повели себя цены. В прошлом году рост цен на продовольственные товары был ниже инфляции (6,1%). Про нынешний год пока трудно говорить – мы все знаем, какая стоит погода. Но, согласно прогнозу, в ближайшие годы рост цен на продовольствие также ожидается ниже инфляции. Например, в 2013 году он прогнозируется на уровне 3,6%.
Таким образом, Госпрограмма помогает и самой отрасли, и экономике в целом, и плюс – дает реальные социальные результаты. Но в 2012 году она заканчивается. Поэтому, нам надо обсуждать вопрос о новой пятилетней программе, которая будет работать после 2012 года, и о ее приоритетах.
На мой взгляд, одним из таких приоритетов может стать реализация высокотехнологичных проектов по переработке сельхозпродукции. Такие проекты есть. Например, это промышленно-аграрный кластер в Омской области, где речь идет о переработке зерна в компоненты с высокой добавленной стоимостью, например аминокислоты. Ожидается, что цена продукции, которая будет получаться «на выходе», в 8 раз превысит стоимость исходного сырья.
И еще один момент. Депутатами подготовлен законопроект «О сельскохозяйственном страховании с государственной поддержкой». В июле он направлен на заключение в Правительство. Нынешний год наглядно показал, насколько важны работоспособные механизмы в данной сфере. Мы готовы рассмотреть проект этого закона в первоочередном порядке.
Борис ГРЫЗЛОВ, председатель Государственной Думы