Кадровый голод: есть или нет?

В России продолжается проект

15:47, 27 июля 2010 Политика

Парадоксальная ситуация сложилась в сфере кадров для государственной и муниципальной службы. С одной стороны, в течение последних лет российские вузы выпустили десятки тысяч специалистов в сфере управления. С другой стороны, многие руководители в центре и на местах, в бизнесе и на государственной службе продолжают сетовать на «кадровый голод», недостаток профессиональных кадров.

Стоящие перед страной задачи модернизации не только экономической, но и социальной сферы требуют профессионалов в сфере управления, способных и готовых трудиться во имя общего успеха. Поэтому одним из приоритетных партийных проектов с 2008 года является проект «Кадровый резерв. Профессиональная команда страны».

Изучение кадровой ситуации с государственными служащими в центре и на местах дает неоднозначную, но достаточно интересную картину. Социологические исследования однозначно говорят о желании общества исправить сложившуюся ситуацию в системе государственной и муниципальной службы, а также о желании большого числа молодых людей служить обществу в этой сфере.

Сегодня можно говорить об общественном согласии в понимании проблемы кадрового обновления. По данным экспертных опросов, нынешний среднестатистический чиновник не справится с задачами модернизации. Большинство экспертов не видят серьезных позитивных изменений в мотивации и в работе чиновников за последние годы. Это тревожные данные.

В то же время начинается реализация задачи, о которой говорила наша партия. Эта задача – сокращение бюрократического аппарата. Президент обозначил ориентир – сокращение количества служащих федеральных органов исполнительной власти на 20 процентов за три года. 20 процентов – реальный показатель, как раз на столько по моему предложению депутаты сократили Аппарат Государственной Думы сразу после того, как в 2003 году «Единая Россия» получила парламентское большинство. Уже в этом созыве, когда страна столкнулась с последствиями мирового экономического кризиса, расходы на Аппарат Государственной Думы были сокращены по моей инициативе также на 20 процентов.

Но изменения должны быть не только количественными, но и качественными. Система государственной и муниципальной службы уже по своему определению, как система, обладает огромной инерцией. В отдельных частях этой большой системы продолжают действовать подходы и методы кадровой работы, совершенно не соответствующие задачам экономического и социального развития. Преодолеть эти негативные тенденции может только постоянная работа с опорой на сильную политическую партию.

Частью этой работы является формирование кадрового резерва на основе нашего партийного проекта. При этом в создаваемый кадровый резерв входят не только члены партии «Единая Россия». 45 процентов всех кандидатов в управленцы составляют беспартийные, а 3 процента – члены других партий.

Внимательное изучение проблемы показывает, что, несмотря на разговоры о «кадровом голоде» и большом числе желающих работать на госслужбе, реальные возможности для трудоустройства молодежи ограничены. Существующая система отбора, в том числе по конкурсу, зачастую формальна. В очень многих случаях, реальные механизмы кадровых назначений, особенно на местах, не способствуют обновлению системы государственной и муниципальной службы.

Главная сложность заключается в том, что даже хорошо образованные, готовые активно и напряженно работать молодые люди, попадая в существующую систему, начинают перенимать от старшего поколения чиновников не только необходимые знания, но и застойную мотивацию в работе. Наша общая задача – суметь избежать двух крайностей: обеспечить преемственность кадров, но при этом привить и сохранить у молодых специалистов качественно новую мотивацию, соответствующую современным требованиям.

Как раз на это и нацелены партийные проекты «Единой России». Речь идет не только о проекте «Кадровый резерв», в рамках которого отрабатывается информационно-технологическая и организационная сторона работы с кадрами. Речь идет о десятках и сотнях региональных партийных проектов, в рамках которых молодые специалисты могут проявить свои таланты и готовность работать на общий результат.

Так, например, на состоявшейся весной межрегиональной конференции партии в Сибирском федеральном округе были представлены около ста региональных проектов. На Северо-Кавказской межрегиональной конференции, состоявшейся в начале июля в Нальчике, были представлены 78 проектов.

Таким образом, через участие в партийных проектах, мы формируем не просто кадровый резерв, а всероссийскую команду профессионалов. Существенную роль играет и чувство соревнования в рамках большой команды единомышленников.

Создание профессиональной команды под эгидой партии, безусловно, требует усилий и времени. Тем не менее, уже за два года работы собрана кадровая база данных более чем на 26 тысяч кандидатов, из них каждый десятый преодолел все стадии отбора и зачислен в кадровый резерв. 15 процентов из кадрового резерва уже работают в общественных проектах или в системе госслужбы. Однако это только начало, создание основы для целенаправленной кадровой политики.

Кадровое обновление необходимо для решения сложных задач модернизации и экономического роста. Опираясь на созданный кадровый резерв, министры, губернаторы и мэры могут преодолеть сонную апатию среднего звена чиновников, сосредоточить надежные, энергичные и хорошо подготовленные кадры на главных направлениях модернизационной политики.

Одно из таких важных направлений, общее для всех уровней власти, – система взаимодействия органов госслужбы с гражданами. Не случайно в ходе одного из недавних социологических исследований работа нынешних чиновников с гражданами была оценена на «троечку», так же как вежливость, активность, нацеленность на результат.

Достичь успеха в кадровом обновлении и в модернизации государственной и муниципальной службы мы сможем только совместными усилиями партии, молодежных организаций и «заказчиков» – руководителей ведомств, регионов, городов и районов. При этом не забывая, что главным «заказчиком», в конечном счете, выступают все граждане страны.

Борис Грызлов, председатель Государственной думы РФ