Во Владивостоке вспоминают великого российского барда, поэта и актера
22:46, 25 июля 2010 КультураКак известно, с Приморьем знаменитого артиста и поэта связывает не только строчка из песни об «Аэрофлоте». Помните: «Открыт закрытый порт Владивосток»? В июле 1971 года по приглашению работника Дальневосточного морского пароходства Бориса Чурилина Владимир Высоцкий три дня гостил во Владивостоке. О неизвестные ранее подробности пребывания Высоцкого во Владивостоке и собитиях вокруг него рассказала в последнем номере газета "МК во Влаивостоке".
«Кто такой Высоцкий? Это отребье!»
За это время он выступил перед командой теплохода «Феликс Дзержинский» и дал платные концерты во Дворце культуры моряков (ДКМ) – ныне Пушкинский театр. Сегодня об этом историческом событии напоминает памятная табличка из бетона, стилизованная под бронзу. Чтобы не украли вандалы.
В 2001 году бывший директор ДКМ Анатолий Белый рассказывал автору этих строк, с каким трудом ему удалось выбить разрешение на предоставление Высоцкому сценической площадки: актер был популярен у народа, но не у властей предержащих.
Анатолий Григорьевич вспоминал, как за несколько часов до начала первого концерта его вызвали в управление культуры Приморского края. Высоцкий поехал вместе с ним, но в кабинет начальства не пошел, а остался сидеть в «предбаннике». Дверь в кабинет была приоткрытой, и Высоцкий все слышал.
Начальник встретил Белого криком:
- Вы что себе позволяете? Мы вас с работы снимем! Вы знаете, кто такой Высоцкий? Это отребье! Мне только что позвонили, он сейчас валяется пьяным на вокзале, на трамвайных рельсах.
И тут «пьяное отребье» входит в кабинет.
- Владимир Семенович Высоцкий, артист театра и кино, – представил его Белый.
Немая сцена, отвисшая челюсть, тысяча извинений – и добро на выступление на свой страх и риск.
- Ничего, – улыбнулся певец. – Мне это все знакомо. Я привык к таким встречам.
Высоцкий остался доволен фотографиями
Высоцкий пел в ДКМ три дня, в 19 часов и в 21 час. На теплоходе «Феликс Дзержинский» он дал «шефский» концерт на третий день «гастролей» во Владивостоке.
Достоверно неизвестно, приносил ли кто из зрителей на концерты в ДКМ магнитофон, дабы увековечить пребывание популярного певца в городе нашенском. Но фотографии Высоцкого на сцене Дворца культуры моряков – в белых брюках, белой водолазке, с гитарой наперевес и цветами – неоднократно появлялись в СМИ. Снимал Высоцкого кинооператор студии «Дальтелефильм» Петр Якимов. Хотя долгое время их авторство приписывалось фотокорреспонденту газеты «Красное знамя» Борису Подалеву, ныне покойному.
…В ДКМ Якимова пригласил Борис Чурилин, с которым он был хорошо знаком. Петр Кириллович фотографировал Высоцкого на втором концерте, так как на первом снимать не разрешили. Он снимал на сцене и в зале, делая с одной точки по три-четыре кадра. Отщелкав почти всю пленку, Якимов побежал ее проявлять, чтобы успеть сделать снимки до окончания концерта. Ему это удалось, пленку пришлось сушить под светом мощных софитов. Готовые фотографии, почти 30 штук, он подарил дорогому гостю в кабинете директора ДКМ. Высоцкий остался доволен снимками. Две фотографии он даже подписал (увы, со временем чернила немного расплылись – что поделаешь, климат приморский). Сегодня они - реликвия семьи Якимовых. И подтверждение это-го рассказа.
Брали пленку на время…
Якимов снимал Высоцкого на высокочувствительную кинопленку, поэтому фотографии, сделанные в полутемном зале, получились очень качественными. В свободной продаже такой пленки тогда не было. И Петр Кириллович отматывал «дефицит» прямо из банки, в которой лента хранилась. Обычно на кассету наматывалось около 40 кадров.
- Мы дружили с Подалевым и даже жили с ним в одном доме. На другой день Подалев попросил у меня пленку, и я ему отрезал несколько снимков. Я ему дал на время, он обещал вернуть негативы! Он говорил: я буду печатать их под своей фамилией. Ты даешь добро? Я сказал: давай, печатай. Я тогда не придал этому значения. Он вроде был еще на четвертом концерте и сделал пять кадров из зала. Белый мне рассказывал, что Подалев снимал еще у него в кабинете. Но на «Феликсе Дзержинском» снимал точно не он, а кто-то из экипажа, - вспоминал Якимов.
Где сейчас находятся уникальные негативы, Петр Якимов не знает. После трагической гибели Бориса Подалева его вторая жена, по некоторым данным, собиралась их продать, чтобы собрать деньги на памятник мужу.
Оставшуюся «историческую» пленку Петр Кириллович разрезал на куски. Много лет назад одну часть он отдал студентам отпечатать, но те, по его словам, ее «замылили». Оставшаяся часть уплыла в Комсомольск-на-Амуре вместе с Владимиром Гинзбургом, его другом и сокурсником по институту. Он также взял негативы «на время», чтобы напечатать несколько кадров.
Антисоветчика снимать нельзя!
Мало кто знает, но визит Высоцкого во Владивосток в июле 1971 года мог быть увековечен на кинопленке. Якимов планировал снять фильм о тех памятных днях. Весь вспомогательный персонал «Дальтелефильма» – звукооператоры, осветители – согласились помогать кинооператору бесплатно. Высоцкий тоже не возражал против съемки концерта. Но благим намерениям опять помешала партийная идеология. Когда Петр Кириллович обратился за разрешением к главному редактору «Дальтелефильма» Павлу Шварцу, тот категорически ему отказал:
- Да ты что! Он же такой антисоветчик, а ты вздумал его снимать!
Эти слова своего начальника Якимов запомнил на всю жизнь.
- На второй концерт, на девять часов, за несколько минут до выхода Высоцкого на сцену в ДКМ примчалась заведующая сектором культуры крайкома партии и отчитала Белого за самовольство! Он стоял перед ней как оплеванный… Я был за кулисами в трех метрах от них и все слышал. «Какое вы имели право без разрешения крайкома, не представив репертуара, разрешить ему выступать! Вы занимаетесь самодеятельностью!» – кричала чиновница. А народу в зале уже было битком. Отступать было поздно, и она, видимо, это поняла: запрет концерта мог обернуться скандалом. «Ну, раз народ собрался, то идите», - сказала она небрежно.
И Высоцкий пошел на сцену. А сейчас в своих героических выступлениях она утверждает, что это именно она разрешила концерты. На самом деле первый концерт – на семь часов Белый сделал на свой страх и риск, – рассказал Петр Кириллович.
В свое время Якимову предлагали написать об этом факте Марине Влади. Но, по его словам, ему было не до воспоминаний, слишком много было работы. Прошли годы…
На вопрос корреспондента «МК во Владивостоке», нет ли у него желания наконец-то расставить точки над «i» в истории с фотографиями, Петр Кириллович отрицательно качает головой:
- Мы с Борисом были друзьями, и я ему сам отдал эти снимки. Ведь он ставил свою подпись под моими фотографиями с моего разрешения…
Фото: Петр Якимов