«Японки» будут терять в цене медленнее всех

Обнародованы правила расчета повреждения машин по ОСАГО

19:40, 29 июня 2010 Политика

Обнародованы правила расчета повреждения машин по ОСАГО. Именно этим документом должны будут руководствоваться страховые компании при определении суммы выплаты пострадавшему в аварии. Он устанавливает новые правила расчета расходов на запчасти. А также износа автомобиля.

Главное, что устанавливает этот документ, - именно расчет износа автомобиля и его деталей. В закон об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев не столь давно были внесены поправки. Согласно им размер расходов, которые страховщики возмещают на ремонт пострадавших в аварии машин, рассчитывается в порядке, установленном правительством РФ. При этом износ деталей, учитываемый в этих расчетах, не может превышать 80 процентов. Это означает, что владелец даже очень старого автомобиля хоть какую-то компенсацию за детали, но получит. В новых правилах прописано, на что он может рассчитывать.
В них предусмотрены даже некоторые исключения. Так, например, износ не будет считаться на некоторые детали, узлы и агрегаты, при неисправности которых запрещается движение транспортных средств. Правда, перечень этих деталей будет определен позднее. Однозначно износ не будет распространяться, а следовательно, рассчитываться на подушки и ремни безопасности.

По-разному износ будут считать на детали из различных материалов. Так, например, на пластиковые детали - меньше, на металлические - больше.

Отдельно прописано, как считать износ шин или аккумуляторов. Примечательно, что для расчета износа будет иметь значение и гарантия производителя от сквозной коррозии кузова.

Один из интересных моментов этого документа: износ будет считаться по-разному в зависимости от страны, в которой произведен автомобиль. Медленнее всего будут терять в цене машины, выпущенные в Японии. На втором месте - европейские автомобили. Причем к ним относятся даже машины, произведенные в Турции. Последнее место, как не сложно догадаться, занимают отечественные легковушки. Причем это относится и к иномаркам, произведенным у нас. Дело в том, что нет четкого определения термина "страна происхождения". Такой страной считается та, в которой машина произведена или подвергалась "достаточной переработке". Что считать "достаточной переработкой" - тоже неясно. Сборку из комплектующих? Полный цикл производства? Комплектование отечественными запчастями и в каких пропорциях?

Эти правила также определяют, как оценивать деталь, если она уже менялась. Ее износ будет считаться именно исходя из того, сколько времени и километров она проработала в автомобиле.

Но применение этого правила потребует от автовладельца хранить все чеки как на сами запчасти, так и на работы по их установке.

Также в этих правилах указывается, что должна быть учтена необходимость замены не только поврежденной детали, но и запчастей, полностью устраняющих повреждение. Например, при сильно помятом пороге, потребуется заменить не только сам порог, но и его усилитель.

Однако, несмотря на все эти новации, основной причины споров между страховщиками и автовладельцами этот документ не убирает. Напомним, до сих пор страховщики, а точнее, эксперты, рассчитывали стоимость восстановительного ремонта, то есть той суммы, которую страховая компания должна выплатить пострадавшему, на основе специальной методики. Проблема в том, что таких методик у нас в стране аж пять. А результаты по ним могут значительно отличаться. Эти методики тоже нельзя назвать законными. Ни одна из них не была зарегистрирована в порядке, который требует закон. Между тем еще при введении ОСАГО в 2003 году правительство поручило министерству транспорта разработать единую методику. Однако ее до сих пор нет. Правила, которые официально опубликованы, это, пожалуй, первый после Правил страхования, государственный документ, который определяет расчет убытков. Правда, лишь в части износа.

Вероятно, именно поэтому страховщики не в восторге от него.

Так, по словам председателя комитета по независимой технической экспертизе Российского союза автостраховщиков Сергея Дорофеева, чтобы применять эти правила потребуется разработать огромное количество технической документации.

Если учесть время, за которое были разработаны правила, то на это потребуется еще года три. А из них следует, что у десятилетнего автомобиля износ составляет 50 процентов. В то же время программа утилизации распространяется как раз на машины старше 10 лет.

- В документе не определено, кто является его правоприменителем: страховщики или эксперты. Кстати, ни те, ни другие не привлекались к разработке этого документа. Сами по себе эти правила можно назвать методологической и технической ошибкой, - утверждает Дорофеев.