Ректора нового вуза ищут среди столичных академиков, но сами кандидаты пока против
15:27, 6 июня 2010 ОбществоПредседатель правительства Российской Федерации Владимир Путин провел рабочую встречу с министром образования и науки России Андреем Фурсенко.
Как сообщает официальный сайт правительства, в ходе встречи обсуждались вопросы интеграции вузовской и академической науки, а также подготовка к запуску проекта нового Дальневосточного университета. Кроме того, премьера интересовал вопрос о том, как наши вузы готовы к работе с выпускниками школ.
Vladnews.ru приводит фрагмент стенограммы встречи.
Путин: Мы разговаривали с президентом Академии наук по поводу участия академии в запуске проекта нового Дальневосточного университета на острове Русский, который должен состояться после проведения АТЭС. Как идет работа?
Фурсенко: Там есть одна проблема, которая связана с тем, что кандидатура на должность ректора этого университета - мы как раз хотели бы, чтобы она «пришла» не из высшей школы, а именно из Академии наук... Мы даже обращались в академию с просьбой дать нам кандидатуры, но люди из академических институтов хотели бы остаться у себя на работе. В этом и есть проблема. Я могу сказать, что на самом деле там, куда приходят люди из академии и возглавляют работу вузов, там есть результат. Вот, например, Сибирский федеральный университет возглавил очень известный академик Ваганов - человек с очень хорошей научной репутацией. Он пришел из Академии наук. Я считаю, что именно поэтому Сибирский федеральный университет сегодня является одним из лидеров среди университетов новой формации.
Путин: Нужно продолжить усилия по формированию не только кадрового состава будущего Дальневосточного университета, но и по созданию концепции его развития. Мало построить здания - нужны интеллектуальное сопровождение и наполнение.
Фурсенко: Концепцией мы занимаемся очень активно. Сегодня высшая школа на Дальнем Востоке, пожалуй как нигде в России, интегрирована с Академией наук. И высокое качество целого ряда факультетов, кафедр определяется тем, что во главе их стоят заведующие лабораториями, директора академических институтов - люди с очень хорошей научной репутацией. Их возможности видны и молодым ребятам, они тянутся за ними. Вы помните, Вы встречались с некоторыми их представителями. И они говорят, что это взаимодействие высшей школы и академии и определяет как успех Дальневосточного отделения Академии наук, так и достаточно хорошее качество университетов на Дальнем Востоке. Это тоже одно из доказательств того, что это противопоставление искусственно и деструктивно.
Путин: Я сейчас не о противопоставлении. Я говорю о том, что нам нужно довести до конца запуск нового Дальневосточного университета. Вот я о чем говорю. И прошу Вас не упускать это из виду. И следующая тема: закончился учебный год. Как наши высшие учебные заведения - университеты, институты, другие учебные заведения - готовы к работе с выпускниками школ, с абитуриентами?
Фурсенко: Сегодня есть опасная проблема - я однажды Вам уже докладывал - это то, что из-за демографии у нас падает количество выпускников. И сегодня вузы борются за каждого выпускника, особенно за тех, кто показывает хорошие знания.
Какие есть положительные тенденции? В этом году количество выпускников, которые сдают Единый государственный экзамен по таким предметам, как информатика, физика, химия, возросло. У нас общее количество выпускников падает, а людей, которые сдают ЕГЭ, - возрастает. Это означает, что та работа по профориентации, которую ведут и вузы, и Правительство, не проходит зря и ребята начинают в большей степени интересоваться точными науками, в перспективе - реальной экономикой. Причем возрастание существенное. Например, количество ребят, которые сдают в этом году химию, выросло на 30%, информатику - почти на 20%.
Вузы волнуются. Я бы сказал, что сегодня, сейчас волнуются выпускники, но еще больше волнуются вузы. Сколько им удастся набрать хороших ребят для учебы? Я знаю, что идет серьезная профориентационная работа, идет агитация, и эту работу сейчас мы вводим в регулярные рамки. Сегодня гораздо активнее и Союз ректоров, и ведущие вузы - исследовательские, федеральные - работают непосредственно со школами.
У нас сейчас, к счастью, меняется в лучшую сторону ориентация молодых ребят. Мы видим, что больше ребят пошло в науку, в инновационный сектор. Но с учетом демографической ситуации этого недостаточно. И мы хотели бы предложить - мы начали разрабатывать программу по переподготовке уже взрослых людей, для того чтобы они смогли работать в новой экономике, в инновационной экономике.
Путин: Таким образом можно было бы занять и профессорско-преподавательский состав вузов. АТЭС
Фурсенко: Да. Это очень важно, потому что это новые рабочие места, и, кстати, интересные рабочие места. Если бы Вы поддержали это предложение, то я просил бы дать соответствующее поручение нам вместе с Минэкономразвития и Минфином, для того чтобы мы такую программу разработали и внесли в Правительство. Потому что опыт комплексной модернизации общей школы у нас уже есть - в рамках нацпроектов: Вы помните, были проекты по комплексной модернизации. Сегодня, мне кажется, такую программу надо делать с участием регионов. Очень важно, чтобы регионы включились в реформирование, модернизацию профессионального образования.
Путин: Хорошо, подготовьте предложения. Сформулируйте.