Как и прежде, в поле зрения правоохранителей попадают в основном работники системы здравоохранения и образования (57%)
15:40, 10 марта 2010 Общество10 марта исполняется год со дня принятия краевого закона "О противодействии коррупции в Приморском крае". Это повод подвести промежуточные итоги. Идеологический упор в законе делался на профилактику. Сегодня основные полномочия в этой сфере отведены прокуратуре, которая ведет мониторинг принимаемых нормативных актов, отслеживает действия исполнительной власти и, если выявляет правонарушение, принимает соответствующие меры реагирования, в том числе ставит вопрос о привлечении должностного лица к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. То есть старались заранее "бить по рукам" потенциального казнокрада в надежде, что он побоится идти на серьезное преступление.
Сюда же можно отнести и обязательства по декларированию чиновниками и их близкими родственниками своих доходов и имущества.Своими рассуждениями на эту тему с еженедельником "Конкурент" поделился директор НП "Центр изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности" Александр Сухаренко.
В январе этого года Управление Генпрокуратуры РФ в ДФО отрапортовало о результатах мер по противодействию коррупции, принятых в 2009 г. В ходе прокурорских проверок выявлено более 7 тыс. правонарушений, в результате чего к дисциплинарной ответственности привлечено 114 должностных лиц, а 97 — к административной ответственности. Было возбуждено 31 уголовное дело. В свою очередь Управление МВД РФ по ДФО сообщило о выявлении 1782 коррупционных преступлений, в том числе 329 фактов взяточничества. Оно вроде бы неплохо.Однако на примере Приморья видно, что деятельность краевых правоохранительных органов по-прежнему не соответствует степени распространенности этого явления.
Как и прежде, в поле зрения правоохранителей попадают в основном работники системы здравоохранения и образования (57%). Сложно поверить, что главными взяточниками в Приморье являются врачи и учителя. Хотя если судить по среднему размеру взятки (для Приморья данный показатель составляет всего 7 тыс. руб.), так оно и есть...Очевидно, что в среде чиновников фактов взяточничества в чистом виде становится меньше. Пример вице-губернатора Шишкина, задержанного при получении 1,2 млн руб., многих заставил быть осторожнее. Видимо, крен смещается в сторону менее рискованных преступлений — присвоения, растрат, превышения должностных полномочий, нецелевого расходования средств. Если есть возможность запустить руку в бюджет, зачем же связываться с частными лицами, которые могут написать заявление? Существующая практика прокурорского надзора вызывает недоумение.
Так, в 2009 г. прокуроры края выявили более 3,5 тыс. нарушений законодательства о противодействии коррупции, государственной и муниципальной службе. Однако к дисциплинарной и административной ответственности за их совершение было привлечено менее 500 должностных лиц. Оно и понятно.Уголовные дела в отношении высокопоставленных должностных лиц по-прежнему относятся к разряду штучных и возбуждаются в основном с чей-то подачи.
Так, за все время существования Следственного управления СКП РФ по Приморскому краю в отношении чиновников администрации края, мэрии Владивостока, а также других муниципальных органов было возбуждено немногим более десятка уголовных дел. Не способствует усилению превентивного действия закона и судебная практика.
Преобладающим видом наказания для коррупционеров является условное лишение свободы, зачастую без дополнительных видов наказания (штрафа, лишения права занимать определенные должности). Связано это, как правило, с личностью подсудимых: ранее не судимы, частичное признание вины, наличие иждивенцев, положительные характеристики. При этом условными сроками отделываются не только врачи и учителя, но и высокопоставленные чиновники, нанесшие своими действиями многомиллионный ущерб государству.
В апреле 2009 г. вступил в силу приговор Фрунзенского райсуда в отношении бывшего вице-губернатора края Бориса Гельцера, ранее осужденного на 3,5 года лишения свободы условно с испытательным сроком один год и лишением права занимать должности на госслужбе и в органах местного самоуправления сроком на год. Как установил суд, он нанес бюджету края ущерб на сумму более 12,5 млн руб. Однако Судебная коллегия по уголовным делам Примкрайсуда определила ему меру наказания в виде шести месяцев лишения свободы условно.
В июле вступил в силу приговор в отношении бывшего руководителя департамента имущественных отношений администрации края Владимира Книжника, осужденного за превышение должностных полномочий на пять лет лишения свободы условно с испытательным сроком четыре года. Суд установил, что сумма причиненного им ущерба составила 14,7 млн рублей. А уже в ноябре 2009 г. Книжник занял пост заместителя главы администрации Арсеньева по экономике! Арсеньевская прокуратура потребовала от градоначальника увольнения Книжника, поскольку тот при поступлении на работу не сообщил о наличии судимости и не представил ряд других обязательных справок. Однако тот оставил Книжника на посту.
Безусловно, одной из самых действенных мер в борьбе с коррупцией стало бы ужесточение наказаний за коррупционные преступления, в том числе возврат к конфискации имущества. На местном уровне помочь могло бы принятие целевой муниципальной программы по противодействию коррупции и соответствующего закона, как это сделано во многих муниципальных образованиях РФ. Но во Владивостоке власти ограничились организацией "горячей телефонной линии", открытием интернет-приемной и созданием антикоррупционной чиновничьей комиссии. Все это малоэффективно в борьбе с коррупцией.