Куда сбросить балласт

За прошлый год объем просроченной дебиторской задолженности у средних и крупных компаний Приморского края вырос с 6,7 млрд руб. до 8 млрд руб

15:05, 25 февраля 2010 Политика

За прошлый год объем просроченной дебиторской задолженности у средних и крупных компаний Приморского края вырос с 6,7 млрд руб. до 8 млрд руб

Из них более 6 млрд приходится на покупателей и поставщиков, еще 212,2 млн руб. — «хвосты» государственных заказчиков. Столь большая сумма дебиторки, по мнению экспертов, может стать одной из причин роста в Приморье рынка купли-продажи долгов.

Проблема неплатежей актуальна не только для России, но и для большинства зарубежных стран. Важное различие состоит лишь в том, что за границей существуют отработанные методы управления дебиторской задолженностью. Для наших же предприятий в ряде случаев характерно неэффективное планирование необходимой величины оборотных средств.

«Отсутствие действенных инструментов по контролю и возврату дебиторской задолженности существенно повышает риски предприятия по несвоевременному возврату данного вида задолженности, — считает Вера Хлод, директор ООО «ВЛ Аудит». — Из-за роста дебиторской задолженности возникает дефицит оборотных средств, а это уже грозит платежеспособности самой компании».

С практической точки зрения вся наука управления дебиторской задолженностью сводится к довольно тривиальному постулату: долгами нужно заниматься. «За ситуацией с дебиторской задолженностью должен осуществляться контроль со стороны руководства компании, при необходимости привлекать специалистов в этой области, — говорит Хлод. — С целью осуществления контроля за дебиторской задолженностью и помощи клиентам в досудебном истребовании наша компания проводит следующие мероприятия: определение допустимых размеров дебиторской задолженности по каждому контрагенту, определение допустимой величины отсрочки платежей по каждому клиенту, формирование системы скидок и иных поощрительных мер за своевременное и досрочное выполнение обязательств, инвентаризация дебиторской задолженности с целью проверки ее соответствия бухгалтерскому учету по объему финансовых обязательств, формирование актов сверок и оформление претензионных писем дебиторам».

Чтобы устранить последствия кризиса, предприятия иногда нуждаются в решительных и нередко шокирующих мерах. Так, если все способы признания и получения долга испробованы, то остается только обратиться в арбитражный суд. Еще одним способом вернуть хоть какие-то деньги является продажа задолженности. Валерия Кривец, президент НП «Клуб «Профессионал»: «В любом случае стоит задача ускорить высвобождение денежных средств на нужды предприятия. Ведь у любой компании имеются обязательства, которые невозможно проигнорировать без негативных финансовых последствий. В частности, обязательства по кредиту, в особенности если он обеспечен ликвидным залогом, или обязательство по налогам и сборам. Кредитные обязательства, по-моему, это одна из популярных причин продать что-нибудь ненужное в условиях нынешнего финансового кризиса».

По расчетам специалистов, именно продажа дебиторки может стать трендом текущего года. При этом наиболее ликвидным товаром будут долги государственных структур, например, муниципалитетов. Не менее популярными станут долги крупных корпораций или же предприятий-монополистов. Спрос на них будет обеспечен тем, что такой долг можно гарантированно получить: все-таки муниципалитет не фирма, которая может в любой момент ликвидироваться.

Валерия Кривец: «Одно время во Владивостоке муниципальные долги были весьма популярны, могло сложиться впечатление, что самому муниципалитету было выгодно эти долги продуцировать. И действительно, даже если предприниматель подаст на муниципалитет в арбитраж, государственная структура останется в выигрыше за счет затяжки по времени и рисков предпринимателя. Досудебное урегулирование и суд со всеми инстанциями могут занять не один год, доказывать законность своих финансовых требований обязан предприниматель. И наконец, проценты за пользование чужими деньгами, а также сумму госпошлины и затраты на юриста в данном случае невозможно включить в иск, как это обычно принято, когда должником выступает коммерческая структура. Проверено на собственном опыте».

Ликвидность дебиторки была бы выше, если бы не наращивались неплатежи, а экономика развивалась. Затем, чтобы дебиторка стала ликвидным товаром, ее купля–продажа должна стать делом естественным и обыденным. «Если я не хочу ждать денег две-четыре недели, на которые сама даю отсрочку клиенту, то могу с дисконтом продать дебиторку специализированной компании, которая без проблем готова ждать такой срок, — рассказывает Кривец. — Клиент на меня не обижается, так как это стандартная ситуация. Мне это выгодно, так как у меня ускоряется оборачиваемость капитала. Несмотря на то, что я получаю выручку с дисконтом в конкретном случае, на рынке я удерживаю свои цены. Насколько я понимаю, в Приморье сегодня не принято решать проблемы нормализации ликвидности предприятия подобным образом. Дебиторка в наших условиях связана с проблемами, потому и ее ликвидность невысока. И еще один важный аспект — отношения с клиентом. Часто нетерпение кредитора в отношении своих должников может привести к потере клиента. Ну, а если пошли в суд, то отношения прекратятся наверняка».
Для компаний, продающих долг, выгода очевидна: они возвращают большую часть долга. Своих целей добиваются и покупатели. Разница между ценой приобретения долга и суммой его погашения, даже с учетом фактора времени взыскания и расходов, связанных с взысканием, должна давать доходность, которая превышала бы доходность других альтернативных инструментов, к примеру, банковских вкладов. Однако нужно помнить, что некоторые покупатели могут использовать купленные долги в рейдерских целях.