Фильм Алексея Попогребского
18:30, 22 февраля 2010 КультураТо, что новая картина режиссера «Коктебеля» и «Простых вещей» не уедет с Берлинале без приза, стало ясно сразу после премьеры. Фильм, снятый полностью на необозримых чукотских просторах при участии белых медведей, мгновенно стал всеобщим любимцем и лидером по опросам критики.
Экзотическая натура, неоткрыточно схваченная камерой оператора Павла Костомарова («Прогулка», «Простые вещи»), не могла не аукнуться в сердце президента жюри, выдающегося немецкого режиссера Вернера Херцога («Агирре, гнев Божий», «Плохой лейтенант») – тот тоже постоянно снимает свои психоделические драмы в самых отдаленных уголках земного шара.
Артиста Добрыгина поразила черная молния
Мнилось, что фильм, в котором, кажется, хорошо все, кроме названия (приходится каждый раз объяснять, что оно нарочито неправильное), обязательно оторвет главный приз, «Золотого медведя».
Ожидавшегося триумфа российской кинематографии не случилось, но жюри нашло способ поощрить понравившуюся всем картину. «Серебряного медведя» за лучшую музыку решено было никому не давать, и освободившегося зверя с формулировкой «за выдающийся художественный вклад в создание фильма» присудили оператору Костомарову – его работа и вправду лучшее, что есть в этой достойной картине.
Самого его, разумеется, в зале не оказалось (операторов вообще редко вывозят на фестивали), поэтому приз из рук самого Вернера Херцога принимал режиссер Попогребский, произнесший со сцены несколько фраз на очень хорошем английском. Последнее обстоятельство удивительно не менее, чем сам приз: знание языков совершенно несвойственно нашим творческим работникам.
Несколько минут спустя на сцене Берлинале Паласта уже стояли актеры Григорий Добрыгин (он же персонаж по кличке «Черная молния» в одноименном блокбастере) и Сергей Пускепалис («Простые вещи») и сбивчиво благодарили уважаемое жюри за доставшихся им «медведей» за лучшее исполнение мужских ролей.
Член жюри, голливудская звезда Рене Зеллвегер со своего места в зрительном зале плотоядно пожирала глазами симпатичных русских мужчин – очевидно было, что она голосовала за них обеими руками, а возможно, даже и «пробивала» для них этот приз. Добрыгин смотрел в зал глазами, полными слез, и благодарил родителей и бабушку, которая сейчас тяжело больна.
Горячими аплодисментами зал пожелал бабушке скорейшего выздоровления. «Это первая моя роль в кино, — продолжал Добрыгин, снявшийся у Попогребского до “Черной молнии”. – И вот сразу такое начало!» Вид у парня был совершенно обалдевший, как будто его и вправду поразила черная молния.
Сексуальное чудовище
Оставшиеся после русских призы распределились следующим образом. Награда за лучшую режиссуру не могла не найти героя – Романа Поланского. Хотя томящегося в заключении автора «Ребенка Розмари» поощрили отнюдь не только по политическим причинам: всем очевидно, что представленный им в конкурсе фильм «Литературный негр» (The Ghost Writer) сделан большим мастером уверенной, неслабеющей рукой.
Хотя без политики, разумеется, тоже не обошлось: руководство Берлинале было одним из первых, кто грозной петицией откликнулся на взятие Поланского под стражу, и сейчас оно проявило понятную последовательность. Получавшие приз продюсеры картины передали собравшимся слова режиссера о том, что он не приехал бы на фестиваль, даже если бы был свободен: последняя его поездка за призом в Цюрих увенчалась сами знаете чем.
Японке Синобу Терадзима справедливо достался «Серебряный медведь» за лучшую женскую роль: в картине японского «анфан террибля» Кодзи Вакамацу «Гусеница» (Caterpillar) она смело исполнила роль женщины, чем муж вернулся с войны безруким-безногим обрубком, без слуха, голоса и половины лица. Этот несчастный монстр с одной конечностью проявляет себя настоящим чудовищем, регулярно требующим от бедной женщины исполнения супружеских обязанностей. Гамму чувств от жалости до презрения, от ненависти до отчаяния актриса передает при помощи минимальных движений лицевых мышц, чему стоило бы поучиться европейским и российским актрисам.
«Медведи» очень любят «Мед»
Лучший, пожалуй, фильм фестиваля, «Свищу, когда хочу» (If I Want to Whistle I Whistle) румына Флориана Сербана, также удостоился двух невероятно значимых берлинских призов. Сухую, строгую, пронзительную эту картину, снятую в лучших традициях «новой румынской волны», наградили призом имени основателя фестиваля Альфреда Бауэра за художественное новаторство, после чего справедливо вручили ей еще и Гран при жюри.
Приз за сценарий отошел китайцу Ван Цяньаню, три года назад выигравшему Берлинале с этнографической мелодрамой «Свадьба Туи». На сей раз его наградили за литературную основу его новой картины «Вместе и врозь» (Apart Together) – еще одной мелодрамы о старческой супружеской паре, ненадолго воссоединившейся после многолетней разлуки вследствие отделения Тайваня.
А «Золотой медведь», как это ни смешно, улыбнулся в этом году «Меду» (Honey) – минималистской поэтической драме турка Семиха Капланоглу, повествующей о поисках 6-летним мальчиком своего отца.
Фильм, вызывающий в памяти творения многих выдающихся киноавторов ХХ века, как и прозвучавшая в Берлине русская картина, снят завороженной камерой на невероятной красоты лесисто-горных ландшафтах. На сюжет, еще более универсальный, чем мужские разборки двух чукотских метеорологов за гранью нервного срыва.