Сборная России на Играх-2010 в Ванкувере пока не радует медалями, зато влипла в очередную историю
16:20, 16 февраля 2010 СпортСборная России на Играх-2010 в Ванкувере пока не радует медалями, зато влипла в очередную историю. Не допинговую, но все равно очень неприятную. Двоеборца Нияза Набеева отстранили от соревнований на пять дней из-за аномальных показателей крови. Как и на Олимпиаде в Турине, наша команда вновь пострадала от повышенного уровня гемоглобина. За четыре года спортивная жизнь россиян ничему не научила.
В случае с Набеевым, пропустившим первые индивидуальные соревнования, смешно говорить об упущенной медали. 20-летний юноша на этапах Кубка мира в нынешнем сезоне не набрал ни одного очка, то есть ни разу не попал в тридцатку лучших.
На Олимпиаду Нияза взяли, можно сказать, авансом, предпочтя его нескольким старшим товарищам (правда, результаты у конкурентов за место в команде также были посредственными). Логика в решении чиновников, безусловно, присутствовала. Набеев должен был в Ванкувере получить бесценный опыт, которым смог бы воспользоваться на домашних Играх 2014 года в Сочи. Не получил.
Как сообщил агентству «Весь спорт» президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России Владимир Славский, «отстранение Набеева стало следствием нашего российского раздолбайства». Мол, у спортсмена от природы повышенный гемоглобин, но оформить ему «паспорт крови», где были бы четко прописаны все отклонения, не получилось. Поскольку просто не удалось найти в стране грамотных специалистов, способных скоординировать действия и помочь при оформлении.
Вот и получается, что если при повторных проверках (а следующая намечена на 16 февраля) у Нияза вновь будет зафиксирован повышенный гемоглобин, то он так ни разу и не выйдет на старт. То есть съездит в Канаду исключительно как турист.
Вместе с Набеевым из-за повышенного гемоглобина на пять дней отстранили эстонского лыжника Каспара Кокка. Но все-таки нельзя не отметить, что россияне прокалываются из-за аномальных показателей крови чаще остальных. Так, на Олимпиаде в Турине от участия в соревнованиях отстранили 12 лыжников, включая и наших Павла Коростелева, Наталью Матвееву и Николая Панкратова. Причем последнему не удалось быстро снизить гемоглобин, он не прошел и две следующие проверки, пропустив Игры-2006 целиком. На лыжном чемпионате мира — 2007 в Саппоро по этой же причине маяться без дела были вынуждены двоеборцы Константин Воронин и Дмитрий Матвеев, а также олимпийский чемпион по лыжным гонкам Евгений Дементьев и все тот же Панкратов.
Конечно, аномальные кровяные показатели в наш век повсеместного распространения эритропоэтина подозрительны, однако не могут однозначно свидетельствовать об употреблении запрещенных препаратов. По спортивным законам за повышенный гемоглобин дисквалификация не положена, отстранения объясняются прежде всего заботой о здоровье спортсменов. Так что все гемоглобиновые страдальцы без помех продолжили карьеру.
Однако в дальнейшем Матвеева и Дементьев были уличены в употреблении как раз кровяного допинга. Впоследствии на гонках Кубка планеты из-за слишком высокого гемоглобина от участия в гонках отстраняли российского биатлониста Ивана Черезова и лыжников. Александр Кузнецов получил красную карточку во время многодневки Тур де Ски, а один из лидеров олимпийской лыжной сборной Максим Вылегжанин в течение нынешнего сезона вынужден был пропустить по одному этапу в декабре и январе.
Почему же так происходит?
Ведь, казалось бы, с внедрением Всемирным антидопинговым агентством в 2007-м системы No start правила стали понятны и просты. Система нынче применяется в большинстве видов спорта на выносливость, в том числе в лыжах, биатлоне, коньках, велоспорте. Спортсмены тестируются на специальной аппаратуре по трем параметрам: гемоглобину, вязкости крови и индексу стимуляции (соотношению старых и новых эритроцитов). У женщин гемоглобин не должен превышать 160 единиц, вязкость крови (гематокрит) — 47, индекс стимуляции — 123, у мужчин показатели должны быть 170, 50 и 133 соответственно. Если же атлеты в нормативы не укладываются, выступать они не имеют права.
Конечно, нет правил без исключений, у любого организма могут быть индивидуальные особенности. Но доказать их можно, имея на руках так называемый паспорт крови. В России его не смогли оформить ни Набееву, ни Вылегжанину. Хотя еще некоторое время назад министр спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко говорил, что всех олимпийцев к Играм в Ванкувере следует такими паспортами обеспечить.