Представительницам женского пола с детства навязывают стереотип о том, что математика – дело мужское
22:10, 27 января 2010 ОбществоПредставительницам женского пола с детства навязывают стереотип о том, что математика – дело мужское
Ученые доказали, что страх перед математикой и низкая успеваемость по этому предмету у девочек, обучающихся в начальной школе, является результатом усвоения ими стереотипа о том, что математика - это чисто мужское дело, который распространяется молодыми учительницами младших классов, испытывающими страх перед этим предметом, сообщается в статье исследователей, опубликованной в выпуске Proceedings of the National Academy of Sciences во вторник.
Группа ученых под руководством профессора Сиан Бейлок (Sian Beilock) из Чикагского университета провела многолетнее наблюдение за молодыми учительницами младших классов, работающими в школах небольших городов, и их подопечными.
В исследовании было задействовано 17 учителей начальных классов, а также 52 мальчика и 65 девочек из числа их учеников. Авторы публикации отметили, что успеваемость мальчиков по математике не зависела от отношения их учительницы к предмету, тогда как отношение девочек к математике и их успеваемость часто оказывалась подвержена влиянию страха, который их учительница испытывала перед этим сложным для понимания предметом.
"Если учительница начальных классов испытывает страх перед математикой, это заставляет девочек из числа её учениц принять на вооружение стереотип, что они никогда не будут разбираться в математике так же хорошо, как и мальчики, что в результате сказывается на их успеваемости", - сказала Бейлок, слова которой приводит пресс-служба Чикагского университета.
Для того, чтобы выявить эту взаимосвязь, ученые сперва выявили собственное отношение учителей к математике, после чего изучили качества знаний их учеников по математике, а также наличие гендерных стереотипов об этом предмете в начале и в конце учебного года.
Исследователи знакомили учеников с историями о мальчиках и девочках, в одинаковой степени способных хорошо читать и считать, после чего просили подопечных нарисовать рисунки, на которых был бы изображен ученик, хорошо успевающий по математике или обладающий хорошими способностями к чтению.
В результате такого тестирования ученые установили, что к окончанию года ученицы, не имевшие изначально никаких предрассудков относительно математики, приобретали под воздействием учительниц, испытывавших страх перед математикой, уверенность в том, что мальчики обладают способностями к математике, тогда как девочки - способностями к чтению. Усвоение этого стереотипа приводило к тому, что девочки к концу года показывали заметно более низкие результаты по математике, чем мальчики и их сверстницы, не подверженные влиянию стереотипа.
Авторы исследования полагают, что и другие стереотипы начальной школы в большей степени влияют на девочек, так как подавляющее большинство преподавателей начальной школы - женщины.
Ученые полагают, что их работа показывает необходимость изменения программы подготовки учителей младших классов в США.