Через 10 лет доля Daimler может дорасти до контрольной
17:40, 21 декабря 2009 ПолитикаНемецкий концерн Daimler в ближайшее время увеличит свой пакет акций в российском производителе грузовиков КамАЗ на 5—6%. К 2018 году его доля может дорасти до контрольной. Такие планы свидетельствуют, что немецкий автопроизводитель не оставил намерений по расширению своего присутствия на российском рынке.
Всего год назад Daimler за $250 млн приобрел 10% акций крупнейшего российского производителя грузовиков. Но, как стало ясно в пятницу со слов главы «Ростехнологий» и председателя совета директоров КамАЗа Сергея Чемезова, этим амбиции немецкой компании не исчерпываются. В ближайшее время будет оформлена сделка, в результате которой доля Daimler вырастет до 15—16%.
В настоящее время госпакет российского производителя грузовиков (37,8%) находится у «Ростехнологий». Еще 44,4% акций КамАЗа контролирует «Тройка Диалог». Именно инвесткомпания и выступит продавцом части своих акций.
Чемезов отметил, что цена сделки останется на уровне прошлого года ($3,5 за акцию). Соответственно, за 5—6% «Тройка» получит $125—150 млн. Более того, по словам Чемезова, в случае заключения сделки Daimler сможет до 2018 года увеличить свою долю в КамАЗе до контрольной, если не найдется другой, более интересный инвестор. При этом переговоров с другими компаниями о возможном участии в КамАЗе не ведется.
Напомним, что соглашение о стратегическом партнерстве между автопроизводителями было подписано 12 декабря 2008 года. Однако руководство Камского автомобильного завода объявило о намерении скоро увидеть среди акционеров иностранного автопроизводителя еще в начале июля. Тогда среди основных претендентов на покупку помимо Daimler рассматривались Iveco и Volvo. КамАЗ предлагал Daimler приобрести 42% акций компании за $2 млрд ($7 за акцию). Сделку с немецким автопроизводителем планировалось совершить до конца октября. Однако по причине финансового кризиса Daimler вынужден был скорректировать свои планы, и переговоры были отложены.
Только в конце ноября Daimler подтвердил готовность приобрести акции российского предприятия, хоть и сократил размер пакета до 10%, вдвое сбив цену.
Летом 2009 года «Тройка Диалог» официально предложила остальным крупным акционерам — Daimler и «Ростехнологиям» — купить 13,2% акций КамАЗа. Но немецкий производитель решил приобрести меньше половины предложенного пакета. «5—6% — это разница в ценах. По той цене, которую мы просим, Daimler готов купить минимальный пакет акций», — объяснил управляющий директор «Тройки Диалог» Сергей Скворцов.
«Daimler выступает как представитель немецкой ассоциации автопромышленников: еще в те времена, когда российский автомобильный рынок рос и процветал, было принято решение, что немецкие компании должны присутствовать в России, и Daimler сюда делегировали», — поясняет аналитик Делового автоклуба Алексей Захаров.
По его словам, это похоже на улицу с двусторонним движением: «КамАЗ получит доступ к передовым немецким технологиям, современным системам управления производством и возможность использовать часть комплектующих Daimler. Немецкий производитель грузовиков, кроме того что сможет получать более дешевые детали, производимые на Камском автозаводе, получает доступ на не слишком насыщенный грузовиками российский рынок».
Захаров отметил, что выходом на российский рынок интересуются и Mercedes-Benz, и MAN, и Scania. «Daimler тоже не хочет отставать от других производителей, однако он решил начать сотрудничество с КамАЗом и делает это весьма успешно», — пояснил эксперт, приведя в качестве примера два уже созданных в ноябре совместных предприятия по производству и продаже грузовиков в России.