Убыточное производство

Совсем недавно общественность узнала наконец, насколько убыточно российское кино

20:00, 9 декабря 2009 Культура

Совсем недавно общественность узнала наконец, насколько убыточно российское кино. Нет, конечно, многие об этом догадывались и раньше, но теперь стали известны конкретные цифры. Так, по данным RFilms и "Нева Research", примерно 60 процентов инвестиций в кино не окупается. В абсолютных значениях за последние три с половиной года это составляет около 15 миллиардов рублей.

Сразу надо подчеркнуть, что речь идет о прокате, а не о продажах фильмов на других носителях. Хотя в то, что люди, не посмотревшие тот же "Обитаемый остров" или "Код апокалипсиса" в кинотеатре, согласятся приобрести их на DVD, верится с трудом. Единственной надеждой прокатных компаний при таком раскладе остается возможность пропихнуть свое детище на какой-нибудь из федеральных каналов, который, глядишь, и заплатит хоть сколько-нибудь.

Почему

Где же тут кроется корень зла? Может, фильм сделан плохо?

Такая позиция, разумеется, российских фильмоделов не устраивает. Будучи людьми неглупыми, они склонны к созданию удивительно изощренных объяснений для своих неудач. Вот продюсер проекта "Обитаемый остров" Александр Роднянский заявил, что провал второй части киноленты объясняется установившейся в Москве хорошей погодой (дело было весной 2009 года). Мол, не захотел народ идти в кино, а предпочел в парках пиво пить.

А вот, например, у компании "Ренова", вложившей деньги в "Код апокалипсиса", "Поп" и "1612", другая "отмазка". По данным "Ведомостей", в общей сложности инвестиции в эти ленты составили чуть более 10 миллионов долларов, но представитель компании Андрей Шторх заявил, что вложения в первые два фильма были "вкладом компании в культуру и улучшение имиджа России". То есть вот так вот. Мол, и не очень-то хотелось деньги возвращать, это мы все для общего блага.

Наконец, некоторые тратят деньги на съемки, просто чтобы набраться опыта, набить руку, так сказать. Михаилу Болотину и Альберту Бакову из компании "Тракторные заводы" надоело заниматься большими машинами с мощными моторами. Вот они и создали "ВВП-альянс" - компанию, которая приняла участие в создании шести кинолент, включая "День Д". В общей сложности было потрачено 15 миллионов долларов, а вернулось не более половины. Однако инвесторы не отчаиваются. "У нас нет задачи сразу отбить инвестиции, для нас принципиально важно по-настоящему в этом разобраться," - заявили они "Ведомостям".

Вторят авторам кинолент и чиновники из Министерства культуры. Оказывается, все дело в неправильной организации производственного и прокатного процесса. "Нам предстоит реформа в кинематографе. Не только реформа в производстве кино, но и объединение кинопроизводства с сетями", - заявил министр культуры Александр Авдеев на Всемирном конгрессе соотечественников 1 декабря 2009 года в Москве. По мнению Авдеева, прокатными студиями могли бы владеть крупные российские кинокомпании или муниципалитеты. Вот тогда-то сети и "были бы проникнуты работой в такой форме, при которой было бы выгодно показывать российское кино". А еще, по мнению министра, прокатные сети утаивают доходы.

Вот оно в чем дело! Оказывается, наше новое кино просто показывают неправильно. На самом-то деле все станет просто замечательно, как только участники процесса правильно сядут (не в том смысле, в каком вы подумали, а как в известной басне у Крылова).

Почему?

Одно по-прежнему непонятно. В чем провинился Большой экран и почему именно его выбрали для своих экспериментов люди с тракторных заводов? Ведь могли бы, скажем, вложить эти деньги в строительство спортивных сооружений, проведение детских праздников или просто растапливали бы купюрами камин - проку, право, было бы больше.

Но нет, как и в случае с "АвтоВАЗом", низкое качество нам не помеха. Наши автомобили фильмы все равно самые лучшие, поэтому мы будем их делать. Причем больше, лучше и даже на экспорт. Вот, например, прекрасный образчик фантазии российских сценаристов, взятый с сайта ruskino.ru. Называется лента "Если бы да кабы".

И в страшном сне отставной разведчик Николай Васильевич Никитин не мог себе представить, что, отправляясь в бордель, столкнется там… с любимой внучкой Варечкой. Для того чтобы вырвать ее из лап мафии, ему придется совершить невозможное. Героев ждут опасные приключения: подземелья Лувра, подпольные бои роботов в арабских кварталах Парижа и, наконец, джунгли Вьетнама, где решится их судьба.

Даже в Голливуде, славящемся своей способностью производить неудобоваримые сценарии, автора такого мигом бы забрали в сумасшедший дом. А у нас усилиями ПЦ "Леан-М" готовится фильм, Мерзликин там снимается.

И это при том, что российский кинорынок в настоящее время активно развивается, хоть кризис это развитие и притормозил. Более того, отечественному кинорынку, по мнению многих специалистов, предстоит стать одним из крупнейших в Европе. Только в этом году кассовые сборы составили 23 миллиарда рублей. Однако в верхних строчках этого списка - сплошь названия фильмов иностранного производства.

Вот так

Наконец, в заключение хочется просто перечислить несколько недавних, а также готовящихся к выходу российских проектов. Просто для того, чтобы у читателя не осталось сомнений в том, что единственный способ спасти российский кинематограф - это ампутировать его и отрастить заново.

Например, многие жаловались, что мало в России производится фильмов для детей. И сглазили - вышла "Книга мастеров". Нежизнеспособный гибрид из сказок Бажова, русского народного фольклора и сочных спецэффектов, содранных в меру возможностей с "Властелина колец", заставил здравомыслящих людей усомниться в том, что "Самый лучший фильм" - действительно худшее из того, что производило наше кино.

Помимо этого фильма порадовали российских детей "Каникулами строгого режима". Неизвестно, сколько было потрачено на рекламную кампанию этой киноленты, но постеры и ролики этого фильма были везде. Чего стоит только, что для всех крупных прокатных сетей с главными героями в исполнении Дюжева и Безрукова были сняты отдельные ролики, а на песню из фильма - клип с участием Расторгуева.

Кроме того, в настоящее время в разработке находится первый российский трехмерный мультфильм "Наша Маша и волшебный орех". Помимо устаревшей графики удивляет сюжет, более подходящий, пожалуй, для фильма из категории "для взрослых". Судите сами: девочка при помощи волшебного ореха превращает свои игрушки в симпатичных молодых людей, и они отправляются в путешествия.

Детскими фильмами все, к несчастью, не заканчивается. Был замечательный фильм "Путь", заслуживающий отдельной статьи. О нем прекрасно написано тут. Есть еще такие шедевры, как "Код апокалипсиса" с няней Викой, "Обратный отсчет" и многие другие... Дабы не расстраивать читателя долгими перечислениями, на этом остановимся.

Что ж, нам, зрителям, остается только ждать и верить, что в один прекрасный момент ребята с тракторных заводов, о которых говорилось выше, набьют руку и станут замечательными продюсерами. Ведь может собственных Кэмеронов российская земля рождать?