Фильм Сергея Снежкина
18:10, 3 декабря 2009 КультураФильм Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом», в основе сценария которого одноименная автобиографическая повесть Павла Санаева, посвященная его отчиму Ролану Быкову, выходит в четверг в российский прокат.
При этом над сценарием Снежкин работал сам и во многом отошел от оригинала. Как признался журналистам режиссер, он понял, что «при определенном изменении идеологии повествования там будет, что играть актерам. И на этом материале можно прикоснуться ко времени, к психологии людей. Поэтому и взялся за работу».
События, описанные в книге, режиссер уложил в одни сутки, изменил финал, увел восьмилетнего героя на второй план, сделав главной героиней бабушку с ее тиранической любовью к внуку, а за несколькими частными драмами увидел трагедию страны.
Саша Савельев постоянно болеет и живет у бабушки с дедушкой, не доверяющие воспитание мальчика своей «беспутной дочери, которая променяла ребенка на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой».
Бабуля отдалась процессу заботы о внуке со всей возможной страстью, буквально «задушив» ребенка своей любовью, которая со временем все больше напоминает изощренную тиранию.
По словам Снежкина, на роль бабушки пробовали разных актрис, в том числе, Эру Зиганшину, Лидию Федосееву-Шукшину, мать Павла Санаева — Елену Санаеву. В итоге эту роль блистательно исполнила Светлана Крючкова. Эта ее работа впоследствии была отмечена призом за лучшую женскую роль на фестивале «Московская премьера».
«Павел Санаев писал про себя, я снимал про бабушку. Мальчик это повод, но интересна для меня бабушка. Она — зачитанный до дыр учебник истории: таким образом мы работали со Светланой Николаевной», — признался Снежкин.
На роль мальчика отсмотрели около 400 детей. В результате роль Саши, по словам Снежкина, потрясающе сыграл семилетний петербургский школьник Саша Дробитько.
Образ дедушки воплотил в жизнь Алексей Петренко, маму мальчика сыграла Мария Шукшина, а ее мужа — питерский актер Константин Воробьев.
Почти все действие фильма происходит в квартире. Для этого нашли огромную расселенную коммуналку на Васильевском острове. По сюжету это Москва, советское время, 80-е годы уже прошлого столетия.
Оператор Владислав Гурчин и художник Мария Гринь создали аутентичную атмосферу из советской квартиры, переполненной банками, склянками, коробками, пузырьками, и заснеженного кафе-аквариума, в котором неприкаянные мама с отчимом ждали шанса увидеть ребенка и хоть издалека поздравить его с днем рождения.