Конкуренция как панацея для приморского бизнеса

На сегодняшний день в российской экономике остро стоит вопрос о развитии конкуренции.

12:35, 26 ноября 2009 Политика

На сегодняшний день в российской экономике остро стоит вопрос о развитии конкуренции. Своим мнением о том, каким образом создать необходимую среду, которая бы способствовала эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию, поделился Александр ПИРОЖЕНКО, директор департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры рынков министерства экономического развития РФ. В видеоконференции, организованной при содействии клуба региональной журналистики «Из первых уст», участвовали журналисты из Владивостока и Тюмени.

Программа по развитию конкуренции была принята в мае 2009 года. Она предусматривает мероприятия по 19 отраслям и призвана разработать конкретные меры по развитию конкуренции в каждой из этих отраслей. Также департамент занимается анализом конъюнктуры цен на основные товары РФ и дает свои заключения по тому, чтобы ценовая ситуация в конкретных отраслях нормализовалась. При этом под нормализацией понимается не сколько снижение цен, сколько системные меры, направленные на привлечение инвестиций и развития конкуренции.

- Александр Александрович, на ваш взгляд, что больше всего мешает развитию конкуренции в стране: административные барьеры, коррупция, слабое законодательство, отсутствие опыта и традиций?

- Я могу сказать, что мешает все, рейтинг этих проблем ангажировать сложно, скорее всего это, все-таки, барьеры и коррупция. Законодательство, закрепляющее барьеры, тоже мешает. Но в целом у нас вопрос ни в законодательстве, а в правоприменении: насколько это законодательство трактуется правильно и насколько соответствует решение регулирующих органов духу и идее закона, которое закладывалось изначально. Ну и, конечно, отсутствие опыта. Рыночная экономика слишком молодая и каких-то устоявшихся правил игры, даже между бизнесменами, пока нет. Исследования, которые проводит каждый год Международный экономический форум подтверждают, что уровень развитости наших рынков, по сравнению с другими странами, достаточно низкий - наша страна из 183 по развитию конкуренции рынков находится на 106 месте, и, конечно, в плане взаимоотношений между предпринимателями нужно еще много пройти.

- Каким образом министерство планирует содействовать конкуренции в стране, если этот показатель в условиях рыночной экономики может отрегулировать сам рынок, а никак не государство?

- На самом деле, только рыночная экономика может отрегулировать и создать условия для развития конкуренции. Но и государство может способствовать развитию конкуренции некоторыми способами. Нужно защитить рыночную среду от самого себя, необходимо создать четкие правила, которые не допускают необоснованного вмешательство чиновников или органов власти в бизнес. Еще существует блок двух «И». Во-первых, это инфраструктура, причем инфраструктура естественных монополий. Во-вторых, это информация — предоставление сведений со стороны государства может способствовать приходу новых участников на рынки. Именно поэтому мы говорим о том, что антимонопольное регулирование должно быть, прежде всего, сейчас сконцентрировано на вопросах вмешательства чиновников на бизнес. При этом, речь идет как о муниципальном уровне, так и о уровне субъекта, и тут должна быть жесткая позиция федеральной антимонопольной службы (ФАС), уже сейчас мы ввели административную ответственность за антиконкурентные действия чиновников, предусмотрена как административная ответственность – вплоть до дисквалификации чиновника, уличенного в таком роде деятельности до 3 лет, так и уголовная ответственность - до 6 лет лишения свободы за ограничение конкуренции, если это повлекло значимый ущерб.

- Основные меры в борьбе за развитие конкурентных отношений стоит предпринимать на федеральном уровне или региональном? Россия слишком большая страна, чтобы формировать некие универсальные принципы. С другой стороны, ситуация на местах такова, что развитие конкуренции здесь тормозиться из-за излишне тесных отношений представителей власти и близкого им бизнеса.

- Решения нужно принимать и на федеральном и на региональном уровне. Смотря, какие рынки являются приоритетными: есть рынки федеральные, есть региональные и каждый из уровней власти должен отвечать за соответствующий уровень рынка. Если мы говорим об оптовом рынке нефтепродуктов, то изначально видно, что задачи тут стоят федерального уровня; если мы говорим о розничном рынке нефтепродуктов, то это зона ответственности региональных властей. Здесь все зависит от перераспределения рынков и конкретных проблем, в том числе связанные с административными барьерами. Какие-то барьеры содержатся в федеральном законодательстве, какие-то на уровне субъектов, на уровне муниципалитетов. Т.е. здесь сказать, что важнее сложно, важно все, и каждый должен заниматься своим делом. Здесь связь между проблемой и уровнем ответственности власти.

- Сообщения об антимонопольных разбирательствах в отношении нефтеперерабатывающих компаний и продавцов автомобильного топлива приходят регулярно. Но все же ситуация за последние годы не изменилась. Чем вы можете это объяснить? По вашим оценкам, какая справедливая цена на нефтепродукт во Владивостоке?

- Вопрос риторический. У нас нет ни одного органа, который может назвать эту цену, он определяется рынком. Одностороннее влияние компании на рынок необходимо ограничивать, но полностью его прекратить невозможно. Именно поэтому в американском антимонопольном законодательстве, к примеру, понятие монопольно высокой цены отсутствует, а считается, что чем выше цена на рынке, при отсутствии, правда, барьеров (в том числе административных), тем больше это стимулирует к развитию конкуренции, и привлекает игроков на рынки. Инструментов у нас достаточно, но их нужно использовать с осторожностью. Нужно четко понимать как антимонопольному органу, так и нам с вами, так и пресловутым монополистом, что есть монопольно высокая цена. Сейчас в законодательстве четкого ответа на этот вопрос пока нет, но мы над этим работаем.

- Не является ли поддержка «АвтоВАЗа» искусственным ограничением конкуренции?

- Да, поддержка субсидий, повышения пошлин является мерой ограничения конкуренции, но для государства это далеко не единственная проблема, оно занимается и проведением промышленной политики в интересах отечественных производителей. Необходимо, чтобы принимая такие решения, государство всегда понимало и могло осознанно делать выбор между приоритетами промышленной политики развития отдельных секторов с временным ограничением конкуренции и стратегической задачей в виде конкуренции, потому что только на конкурентном рынке могут работать, появиться конкурентоспособные, эффективные, инновационные бизнесы. Такие решения проводятся, и не только в нашей стране, это нужно видеть и понимать.

- В вашей программе сказано, что каждый регион должен разработать свою программу. Представил ли свою программу Приморский край, в чем состоят основные положения?

- Мы получили от 56 регионов проекты программ, все они пока далеки от совершенства. Могу сказать, проект от Приморского края достаточно внушительный по объему, но конкретных мер все-таки мало. Это общий недостаток всех проектов. Сейчас мы готовим Интернет-портал, в котором будем вывешивать все проекты региональных программ и надеемся, что будет возможность оставлять свои комментарии, просим регионы вести работу максимально открыто. Еще планируем провести серию региональных мероприятий, где вместе с регионами будем вырабатывать лучшие практики, дорабатывать их, такая форма может сделать работу более эффективной.

- В настоящее время многие российские производители не в состоянии конкурировать с зарубежными, ведь недоверие к качеству сохраняется. Как вы собираетесь бороться с этим препятствием на пути развития конкуренции?

- Бороться за то, чтобы отечественные покупатели выбирали отечественную продукцию не очень правильно. Бороться нужно за то, чтобы отечественные предприятия предлагали конкурентоспособную, в том числе и по качеству, продукцию. Нельзя сказать: «Покупайте нашу колбасу, пусть она будет хуже, чем китайская, но мы не будем допускать китайскую продукцию на рынок». Заставлять нужно как можно меньше, стимулировать как можно больше.


- А как же ситуация с «АвтоВАЗом»?

- Это не мера развития конкуренции. Это мера развития конкретной отрасли. Точно таким же способом мы поднимаем отечественное сельское хозяйство, несмотря на кризис, рост производства птицы, свинины, это 10-15%, ощутим. И делаем это в том числе потому, что у нас высокие пошлины, у нас прямая поддержка сельхозпроизводителя. В каждой конкретной ситуации приходится делать выбор – между приоритетом развития определенной отечественной отрасли и приоритетами потребителей. Здесь вопросы и безопасности, и занятости, и социальной политики тоже имеют место, все нужно учитывать.