И рассказал, как нужно строить демократическое общество
12:10, 9 ноября 2009 Общество5 ноября Владивосток посетил известный журналист Владимир Познер, чье имя хорошо известно нескольким поколениям телезрителей. В приморской столице прошли съемки телевизионной программы, являющейся частью социального проекта по борьбе с ВИЧ-инфекцией. Этим проектом тележурналист занимается уже третий год.
В качестве площадки для прямого общения с молодежью корифей российского телевидения выбрал ВГУЭС. А так как встреча проходила в мультимедийном конференц-зале, то вопросы смогли задать и студенты филиалов вуза в Артеме и Находке.
- Вы всю жизнь занимались политической журналистикой, а теперь поменяли профиль деятельности и решаете социальные проблемы. В чем причина такого перехода? – таков был первый вопрос аудитории.
- Проблема СПИДа меня интересует давно, со времени моей работы в США. В России, к сожалению, не очень понимают, что это за заболевание, считая, что подвержены ему асоциальные члены общества - наркоманы и представители сексуальных меньшинств. Однако, это заболевание давно шагнуло за пределы указанных групп риска и напрямую угрожает безопасности страны. Я, как человек неравнодушный и представитель СМИ, решил, что просто обязан что-то с этим делать.
- Вы производите впечатление человека, который совершенно точно определил свою миссию и занимается любимым делом. Когда к вам пришло осознание правильности выбранного вами пути?
- Миссия – слово чересчур громкое, но я действительно нашел в своей жизни то, чем я хочу и чем могу заниматься. Поступая на биолого-почвенный факультет МГУ, я собирался изучать физиологию и постигать тайны человеческого мозга. Но к третьему курсу немного остыл, хотя продолжаю считать, что биология – самая интересная наука. Увлекся переводами английской поэзии, начал работать у Самуила Яковлевича Маршака. Но через два года интерес к поэзии тоже поутих. А тут позвонил приятель, пригласил работать в агентство печати «Новости». И тут я понял: вот чем я хочу заниматься. Вообще, чтобы преуспеть в жизни, нужно очень много работать, иметь определенные способности и не упустить свой шанс, когда он выпадет.
- Вы - известный мастер интервью. Расскажите о вашем общении с Биллом Гейтсом.
- Меня заранее предупредили: если Биллу станет скучно, то он либо встанет и уйдет, либо уснет в кресле. Что я знал о Билле Гейтсе? Только то, что он великий бизнесмен и технарь. А во время разговора, который длился целый час, выяснилось, что у него самые широкие интересы, в том числе, связанные с образованием. Он очень много рассказывал об истории возникновения школ в Греции, Риме, Средневековой Европе. Для успешного интервью нужны три составляющие. Первое: тебе должно быть самому интересно брать интервью. Второе: надо уметь слушать и слышать. И третье: помнить, что интервью – не о тебе. Сегодня многие телевизионщики считают, что главное показать, какие умные они сами. А это убийственная вещь. Также не стоит вести себя слишком агрессивно или проявлять чрезмерную иронию, потому что человек закроется и не захочет общаться.
- А почему вы иногда перебиваете собеседника?
- Мне кажется, я это делаю редко: например, когда человек отвечает не на мой вопрос, или когда он теряет энергию ответа.
- Почему вы решаете проблему СПИДа, а не табакокурения и алкоголизации?
- Вопрос табакокурения должен решаться на государственном уровне, как в европейских странах, где запрещено курить в ресторанах и барах. Да, продажа табака – чрезвычайно прибыльное дело, но можно повысить цены на табак так, чтобы рядовой потребитель не мог позволить себе купить сигареты. То же самое касается алкоголя.
- У нас сегодня элитократия контролирует все общественно-политические процессы и, прежде всего, создание гражданского общества. Почему элита присвоила себе право принимать за нас решения?
- В России так было всегда. Был царь, был Генсек, который тоже был царь, и никакого выбора не было. В результате катаклизма – развала Советского Союза – людям сказали: «Вы можете выбирать». А они не могут! Когда Путин пришел к власти, страной управлять было практически невозможно – все губернаторы были, как удельные князья. Путин укрепил вертикаль власти и создал партию, которая теперь нами руководит. И это упало на благодатную почву, потому что было привычно. Спрашиваешь представителя народа: вы чувствуете ответственность за человека, которого выбрали? Нет, не чувствует, и отвечать не хочет: президент назначает, пусть и отвечает. Позиция удобная, но противоречит нормам гражданского общества. Мы в России свободу понимаем как волю: что хочу, то и ворочу. Но должно быть ограничение такой свободы и оно называется ответственностью: я отвечаю за свои поступки и слова. Нужно немало времени, чтобы отношение людей к своей стране изменилось. Меня всегда поражает, как люди, содержащие квартиры в чистоте, мусорят в подъезде и на улице. Потому что считают, что это не их подъезд и не их улица. Вот когда будет отношение к своей стране такое, как к своей квартире, можно будет говорить серьезно.