Судовладельцы задолжали дальневосточным морякам более двух миллионов долларов
16:10, 5 ноября 2009 ОбществоВ связи с тем, что ситуация с положением моряков на иностранных судах ухудшается в геометрической прогрессии, исполком РПСМ принял решение обратиться к президенту Медведеву за помощью. Обращение связано с невыполнением Россией Международной конвенции №179 "О найме и трудоустройстве моряков", подписанной РФ еще 7 лет назад.
"Именно в этом документе, - рассказывает председатель Дальневосточного представительства РПСМ Николай Суханов,- сказано о том, что если российский моряк отправляется работать на судно под иностранным флагом, Россия должна принять все меры для его защиты в случае разорения компании судовладельца или наступления чрезвычайной ситуации. Зачастую же происходит так, что судовладелец просто исчезает, а необходимость заниматься дальнейшей судьбой брошенных моряков возлагается на посольство РФ в тех странах, где это случилось. У посольств в бюджете нет средств, для того чтобы репатриировать моряков, обеспечивать их водой и провизией, а также заниматься бункеровкой судов. Нонсенс, когда россияне идут работать на судно под иностранным флагом и никак не защищены своей страной. Когда моряк выезжает за границу, судовладелец должен обеспечить страховую гарантию его возвращения на родину и получение им заработной платы. Нужен страховой фонд, из которого в случае банкротства судовладельца или смерти моряка будут производиться выплаты на отправку моряков на Родину. Такая система должна быть создана, именно об этом мы будем писать Дмитрию Медведеву. Сегодня системой контроля за круинговыми компаниями занимается иммиграционная служба, но мы с этим не согласны. Считаем, что такой контролирующий орган должен быть на уровне Министерства транспорта. РПСМ уже направил жалобу в адрес Международной федерации труда относительно наведения порядка в вопросах трудоустройства моряков на судах под иностранным флагом. Государство уже сегодня должно возвращать за свой счет моряков, брошенных судовладельцем, а уже потом обращаться в суд с требованием наказать нерадивых работодателей и через суд требовать возмещения затрат. Ведь зачастую руководителями таких компаний, несмотря на "удобный флаг", являются российские граждане".
Однако ждать быстрого решения таких вопросов явно не стоит, хотя уже к 2012 году, когда вступит в силу Сводная международная конвенция по морякам, России все равно придется решить эти проблемы.
По мнению Суханова, на улучшение обстановки в регионе повлияло проведение в январе и июле 2009 года недельных акций по борьбе с "удобными" флагами, когда представители РПСМ совместно с профсоюзами моряков стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) проверили условия труда и оказали помощь российским морякам практически во всех портах АТР.
Пока же профсоюзы советуют морякам, работающим "под удобным флагом", требовать зарплату в иностранных портах. По признанию профсоюзного лидера, там система возврата заработанных денег морякам через суды, отлажена четко. "Получили деньги в иностранном порту, без сожаления покидайте судно, на котором вам пытались не выплатить зарплату", - советует российским морякам Николай Суханов.
Председатель Дальневосточного представительства РПСМ Николай Суханов предоставил экспертному каналу ФедералПресс сведения о судах и компаниях, занесенных в "черный список" неплательщиков. Лидирующие позиции в этом списке занимают компании-судовладельцы под удобным фагом.