Вячеслав Моше Кантор: почему молодёжь – это ключ к победе над ненавистью

Аудиторию эту необходимо понять

Общество
vn2.jpeg

Тема нетерпимости и противостояния ей во многом определяет всю разностороннюю и масштабную общественную работу, проводимую на международном уровне общественником Вячеслав Моше Кантором. Причём в этом вопросе он придерживается принципов характерных в целом для его подходов к решению проблем: так, Вячеслав Кантор уверен, что профилактика всегда эффективнее лечения последствий, и в отношении нетерпимости и общественных настроений в целом это справедливо так же, как и в отношении болезней.

Параллели с болезнями не случайны – именно порождённый пандемией и её ограничениями кризис по-настоящему обнажил как для широкой публики, так и для властей по всему миру степень критичности, которую приобрела проблема распространения ненависти.

Изменения планов

Всплеск нетерпимости, антисемитизма, расизма и всех форм ксенофобии стал очевиден уже в первые месяцы пандемии, однако ситуация и дальше продолжала ухудшаться, заставив ко второй половине 2021 года уже на официальном уровне признать проблему даже самые «толерантные» власти. Так, в Евросоюзе пошли на громкий шаг – официально заново заявили о своей приверженности на правительственном уровне вести борьбу с антисемитизмом, скачок в «популярности» которого на фоне пандемии уже попросту нельзя было игнорировать.

Осенью 2021 года последовал и соответствующий официальный документ – общая для Европы стратегия по противостоянию антисемитизму, а также поддержке жизни евреев на континенте. Вячеслав Моше Кантор, который в то время не только возглавлял Европейский еврейский конгресс, но и в целом уже давно был известен как один из самых заслуженных борцов с антисемитизмом и другими формами нетерпимости, назвал документ «беспрецедентным» - объясняя беспрецедентность как общеевропейским масштабом этой стратегии, так и тем, что она была сосредоточена не только на методах противостояния нетерпимости, но и на шагах по улучшению в целом качества жизни еврейских общин и повышению их безопасности.

Содержание непосредственно стратегии разделить можно на три полноценных блока, где отражаются направления предстоящей работы. Первая часть касается непосредственно антисемитизма и борьбы с ним, в том числе через меры профилактики. Вторая сосредоточена на том, как и чем поддержать еврейскую жизнь в Европе. Третий блок сосредоточен на теме сохранения памяти Холокосте, неотъемлемой части противостояния антисемитизму, и сохранение это авторы стратегии намерены продвигать через культурные и образовательные проекты, а также новые исследования.

Вячеслав Кантор, как и многие другие эксперты, отметил своевременность этой стратегии в 2021 году, а также выразил надежду, что, учитывая уникальность документа, он даёт Европе шанс стать первопроходцем и примером для остальных частей света и вообще возглавить борьбу с антисемитизмом уже на глобальном уровне. Так, убеждён Моше Кантор, стратегия эта может служить «дорожной картой» не только для борьбы с антисемитизмом, но и в целом для противостояния любым формам ксенофобии и ненависти.

Что касается сосредоточенности на поддержке еврейской жизни, то этот пункт стратегии Вячеслав Моше Кантор отметил особо, добавив, что принятие стратегии служит своеобразным обязательством европейских властей перед еврейской частью населения Европы. Это также подтверждает, наконец, то, что проблемы и опасения евреев, озвученные в течение последних лет в связи с ростом угрозы из безопасности, были услышаны и получили ответ – шаг жизненно необходимый для поддержки людей во времена, которые и сами по себе не просты, а ещё и порождают больше угроз. Более того, Моше Кантор видел в этом документе и таком внимании к проблемам евреев и их безопасности фактическое подтверждение от властей того, что евреи продолжают считаться важной частью общества – подтверждение, в котором общины долгое время нуждались и уже как будто не рассчитывали получить.

Что касается реализации стратегии, то в планах был прописан срок до 2030 года, при этом промежуточные этапы будут сопровождаться официальными отчётами. Эти сроки не кажутся завышенными, если принять во внимание то, насколько разнообразны и многочисленны те шаги и проекты, что затрагивает стратегия. Так, Вячеслав Кантор особенно отметил пункты, касающиеся укрепления безопасности как еврейских общин в целом, так и отдельных еврейских объектов – синагог, общинных центров, школ, общественных зданий и так далее. Важным Кантору показалось то, что упомянутые меры безопасности не ограничатся финансированием – ЕС выступили за то, чтобы провести дополнительное обучение правоохранительных и чрезвычайных органов именно с прицелом на опознавание и борьбу с антисемитизмом.

Исследования и изучения проблемы антисемитизма также показались эксперту интересным и важным направлением стратегии. Кантор, в частности, высоко оценил инициативу по усилению контроля над тем, куда и на что выделяются средства ЕС, чтобы избежать финансирования проектов и программ, прикрывающих антисемитские движения и начинания. Помимо этого, Моше Кантор приветствовал открытие в самой Европе нового исследовательского центра по проблемам антисемитизма, равно как и исследования еврейской культуры и образа жизни и поиска способов их поддержки. Важной частью стратегии Вячеслав Кантор посчитал и призыв ЕС к повсеместному официальному принятию единого определения антисемитизма – предложенное экспертами Альянса в память о Холокосте уже несколько лет назад и одобренное на уровне депутатов Европарламента, определение это до сих пор не принято в работу всеми странами-членами ЕС.

Борьба с антисемитизмом действительно была и остаётся краеугольным камнем в общем вопросе нормализации еврейской жизни в Европе, считает Вячеслав Кантор, а потому столь высокое внимание к этой главной угрозе для современных евреев по всему миру он склонен считать долгожданным и официальным подтверждением того, что борьба эта будет наконец вестись не только на словах, но и на деле.

Взгляд в будущее

Вслед за принятием общеевропейской стратегии борьбы с антисемитизмом произошло ещё одно важное международное событие – в Мальмё состоялся форум по той же тематике, где Вячеслав Кантор принял участие как один из главных спикеров по проблеме. В своём выступлении Моше Кантор отметил, что тема конференции и подход к её обсуждению – это прямое и логичное продолжение дискуссии, уже начатой в 2020 году на Пятом Всемирном форуме памяти Холокоста, одним из организаторов которого Моше Кантор как раз выступал.

Январский форум Холокоста, состоявшийся в Иерусалиме незадолго до начала пандемии, действительно стал одним из крупнейших международных мероприятий по теме антисемитизма за последние годы: обсуждения на нём были посвящены не только непосредственно памяти Холокоста и её сохранению, но и той взаимосвязи, что существует между утратой этой памяти и наблюдаемому по всему миру подъёму антисемитских настроений и нетерпимости в целом. На конференции в Мальмё Вячеслав Моше Кантор отметил, что сама тема роста ненависти и агрессии в мире не только не утратила актуальности, но и приобрела дополнительную остроту в связи с пандемией.

Полтора года ограничений, прошедших к моменту проведения конференции в Швеции, по мнению Кантора сделали наконец очевидным тот критический уровень, которого достигла угроза нетерпимости и антисемитизма. Теории заговора и обвинения евреев в происходящем стали неотъемлемой частью информационного пространства в интернете. Дезинформация эта имеет отдельное и особенное влияние на молодёжь, подчеркнул Моше Кантор – людям, которые куда больше подвержены влиянию извне, особенно со стороны эмоциональное радикальной пропаганды. Именно поэтому на молодёжи Кантор и предлагает сосредоточиться в деле профилактики нетерпимости.

В своём выступлении Вячеслав Ка7нтор привёл немало исторических примеров на тему того, как именно молодёжь принимает активное участие в разжигании и продвижении различных ненавистнических идей и движений, как их используют – в том числе и как ударную силу – экстремистские идеологии. Приманкой для молодых людей и подростков, напомнил Кантор, становятся прежде всего обещания – приключений, подвигов и так далее. Именно за этим афганские мальчишки перебегали к талибам, а китайские студенты и школьники бесчинствовали в ходе «культурной революции». Напомнил Моше Кантор и о том, что в погромах «Хрустальной ночи» принимали участие также подростки. Экстремизм сегодня пожирает детей, заявил Вячеслав Кантор, перефразировав высказывание о революции.

Сама же ситуация с молодёжью в мире уже добавляет мрачности в перспективу, отметил Кантор: сегодня молодых людей на планете больше, чем когда-либо за всю историю – 1,8 миллиардов. А учитывая пандемию и её ограничения, испытаний на их долю уже выпало более чем достаточно. Более того, Моше Кантор убеждён, что эти испытания именно для нового поколения стали куда более серьёзными, чем для остальных – в изоляции, без нормального общения, под постоянным давлением дезинформации и ненависти из интернета, молодые люди и подростки не просто провели больше года, но пережили и важнейшие этапы своего взросления и личностного формирования. Если добавить к этому то, что нынешнее молодое поколение демонстрирует ещё и самый низкий уровень знания истории того же Холокоста, то Вячеслав Кантор и в самом деле обрисовывает весьма мрачную картину потенциального будущего…

Положительное влияние

Защита подростков и молодёжи от влияния радикализма и экстремизма должно стать во главе списка важнейших дел для любых властей, убеждён Вячеслав Кантор. И нельзя сказать, что попытки власти наладить контакт с молодёжью не предпринимались – напротив, заявления о намерениях сделать именно это появляются регулярно. Но вот по-настоящему эффективной стратегии как будто бы никто так и не смог разработать.

В деле безопасности от ненависти, например, Вячеслав Кантор отмечает такую тенденцию6 молодёжи наравне с другими повышают меры безопасности, но на деле это делает положение этой самой молодёжи лишь хуже – они ещё больше чувствуют себя в безопасности, изолированными от общества, и эти настроения в свою очередь влияют на те же склонности к радикальным мыслям разного толка.

Со своей стороны Вячеслав Моше Кантор предлагает сразу два направления работы, которую необходимо вести. Первое из них касается того, чтобы обеспечить молодым людям нормальное качество жизни – а именно, дать возможность обзавестись жильём, хорошим образованием и работой, которая бы отвечала их потребностям в самореализации. Только при закрытии этих базовых потребностей можно говорить о том, чтобы заключить «общественный договор» с новым поколением – договор прозрачный и действительно отвечающий интересам самой молодёжи. При этом Моше Кантор не скрывает, что работа в этом направлении потребуется масштабная и долговременная, а также дорогостоящая, требующая серьёзных вложений как средств, так и времени.

Потребуется работа и с над другой стороной, отмечает также Вячеслав Кантор. Не только молодёжь нуждается в том, чтобы им были даны навыки и инструменты для полноценной современной жизни – чтобы эта жизнь действительно стала современной и полноценной, модернизироваться должны и сами властные и официальные институты, должны учитываться новые экономические процессы, а также неизбежная цифровизация. Если же работа эта не будет проделана, если в молодёжь не инвестировать уже сейчас, то велик риск получить на руки ещё одно «потерянное поколение».

Второе направление для работы Вячеслав Кантор считает куда более краткосрочным и сиюминутным – он касается социального влияния на молодых людей. Здесь свою роль должны сыграть лидеры мнения среди молодых людей из числа инфлюенсеров в социальных сетях и интернете. Процесс этот должен идти параллельно с долгосрочными перспективами по обеспечению молодёжи всем необходимым и полагаться на одно лишь влияние в моменте точно не стоит.

Молодёжь – это отдельная аудитория, и аудиторию эту необходимо понять, что требует тщательного изучения и анализа, говорит Вячеслав Кантор. Возрастной портрет, группы по интересам, социальному положению и так далее – всё это характеризует ту аудиторию, для которой большим влиянием будет обладать тот или иной «лидер мнений». Уже не раз исследования доказывали, что молодые люди сегодня куда охотнее доверяют тем, кто максимально близок к ним по положению и возрасту, разделяет их интересы и манеру общения. Для общения же с такими инфлюенсерами Вячеслав Кантор также предлагает создавать новые цифровые площадки, где молодые люди чувствовали бы себя в безопасности, комфортно и могли по-настоящему раскрыться.

Интернет уже давно принято считать оплотом всего опасного и страшного, напоминает Вячеслав Кантор, но при правильном подходе его ресурсы действительно могут служить на благо. Аудитория многих инфлюенсеров исчисляется миллионами, и донесение правильных положительных идей до этих миллионов послужит серьёзным шагом в общем деле снижения агрессии и ненависти в глобальном обществе. И именно с таким подходом, уверен Моше Кантор, интернет наконец превратится из проблемы в помощь.

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!