Понять вкус, но не есть все блюдо: как проводят соцопросы в Приморье

Как социальные опросы влияют на нашу жизнь и почему спрашивают не всех

6:26, 19 апреля 2021 Общество
city-438393_960_720.jpg
Фото: Pixabay.com

Социологические опросы влияют на законы и поправки. На них опираются чиновники и эксперты. Так как же проводят соцопросы? Кто эти люди, чье мнение ляжет в основу социально важных исследований? Почему спросили мнение этого рабочего, домохозяйки, ученого, но не спросили мое? Корреспондент РИА VladNews побывал в Приморском научно-исследовательском центре социологии.

Опросы показывают настроения в обществе, но это не истина в последней инстанции. Государственные институты опираются на мнения горожан, но важные решения зависят не только от них. Если опрос показал, что большинство матерей Приморского края хотят, чтобы в каждом дворе появилась детская площадка, это не гарантирует того, что так и будет. А вот с частными компаниями дело обстоит иначе. Коммерческие фирмы заказывают исследования, потому что хотят нам что-то продать. Для них результаты опроса – это почти непреложная истина.

-Как делают соцопросы?

Процесс исследований проходит в четыре этапа. Сначала специалисты определяют проблему, которую будут исследовать и четкую цель самого опроса. Когда специалисты максимально узко и конкретно прописали идею социального опроса, выбирают метод сбора информации. Респондент может заполнить анкету, ответить на конкретный вопрос по почте или пройти полноценное социологическое интервью. Есть еще и прессовый вид опроса. Его размещают в периодической печати. Когда вы отвечаете на какой-то вопрос размещенный, например, на информационном сайте, помните – ваши ответы могут лечь в основу социального исследования.

Тему исследования выбирает заказчик. В большинстве случаев – это правительство Приморья. Чаще исследования проводят перед тем, как начать крупное строительство или ремонт, принять или отменить меры поддержки населения и так далее. Бывает, что опрос проводят уже после, чтобы узнать, как население отреагировало на перемены.

«Частникам» нужны маркетинговые исследования по типу «что надо изменить, чтобы побольше продать».

Корреспондент РИА VladNews Кирилл Миняйло сам опросил приморских социологов.

-Как выбирают людей, которые отвечают на вопросы?

Вопросы зависят от выбранной темы исследования. Специалистов социологии могут интересовать:

- Все население края/города/населенного пункта

- Отдельный сегмент (только мужчины/женщины/ пенсионеры/подростки/малочисленные народы и т.д.)

После выбора «группы» считают выборку.  Специалисты определяют, сколько человек нужно для опроса. Совокупность мнений дает понять одно -общее настроение.

Важно определить, сколько людей надо опросить в каждом населенном пункте. Влияет и то, сколько из них будет мужчин и сколько женщин. Возраст респондентов также учитывают специалисты.

-С какими сложностями можно столкнуться при опросе людей?

- Во-первых, люди могут врать. Респонденты не всегда дают точные ответы.

Во-вторых, не все респонденты готовы пойти на диалог. Как рассказывают опытные интервьюеры, бывают люди, которые даже в гости на чай к себе приглашают, а есть те, кто негативно относится к вопросам.

-В Приморье живут почти 2 миллиона человек, а сколько обычно опрашивают? Помогает ли это выявить потребности большинства?

- Обычно в опросах принимает участие от 500 до 10000 человек, в зависимости от исследования. Чаще всего этого количества респондентов достаточно, чтобы составить общее мнение приморцев.

В социологии используется выборочный метод. Чтобы понять отношение жителей региона к вопросу, нужно спросить лишь часть живущих здесь людей. По этой части и будет составлена общая картина. Иными словами, чтобы понять вкус супа, необязательно съедать всю тарелку.

-Часто ли люди врут в соцопросах?

-Многое зависит от интервьюера. Если человек заранее настроен как-то положительно/отрицательно к изучаемому вопросу, то он может не нарочно повлиять на респондента. Поэтому с социологом проводят подробный инструктаж. После интервью аудиозаписи ответов тщательно прослушивают.

Анкета тоже влияет на ответ участников. Если человек в процессе устает, не понимает - это тоже влияет на результат исследования

Люди часто хотят казаться лучше, чем они есть. Поэтому нарочно говорят неправду. В таком случае в анкету добавляют вопросы «на проверку».

-Как проходит «проверка» респондентов?

-Мы спрашиваем человека «может ли он назвать себя суеверным», и он выбирает вариант ответа «совершенно не верю». На основании этого ответа вывод, что такой процент населения точно не суеверен - будет некорректен.

Поэтому мы как бы «проверяем» его, задавая следующий вопрос:

«Оцените степень вашего согласия со следующими утверждениями...

- Если чёрная кошка перебежала через дорогу — это к беде;

- Рассыпать соль к ссоре;

- Чтобы поездка была удачной, нужно «посидеть» на дорожку и т.д.

Тема исследования также влияет на погрешность. Говорить о домашнем насилии или толерантности человеку будет сложнее. Он может стыдиться реальных ответов, попытается подстроиться под нормы общества.  По теме «Отношение к строительству кирпичного завода в Находке» человек, напротив, врать не будет.

Все сильно зависит от разработанной анкеты, ее темы и от профессионализма интервьюеров. Лживые анкеты бракуются. Погрешность не превышает 5%.

Справка: Краевое государственное автономное учреждение «Приморский научно-исследовательский центр социологии» - первый научно-исследовательский центр в области социологии на Дальнем Востоке.

Принять участие в социальном опросе может любой приморец старше 18 лет. Каждое исследование проводят с учетом методики и выборки. Для соцопросов выбирают важные для общества темы: политика, искусство, здоровый образ жизни, семейные ценности.