Доброе кино про смешную птицу, теплое Средиземное море и первую влюбленность

19:17, 23 июля 2011 Культура
e01b8a0830edf58cf618c481281f5b48.jpg

 Специально для тех, кто жалуется на нехватку простого и доброго кино, которое можно без опаски показать невинному ребенку или впечатлительной бабушке, — на экраны вышел французский «Пеликан». Простая история про дружбу мальчика и пеликана на каменистом, забытом туроператорами греческом островке. В качестве звезды, способной выдержать конкуренцию с пеликаном (что, согласитесь, непросто), приглашен буйный югославский режиссер, панк-басист и антиглобалистский мыслитель Эмир Кустурица. Он играет сурового, топящего тяжкую думу в бутылке отца мальчика — и главного врага птички, которую, естественно, будет жалко.

Справка: «Пеликан» (Nicostratos le pelican; Франция – Греция, 2011) — история о мальчике с греческого островка и пеликане, которого герой находит птенцом, спасает и выращивает втайне от сурового отца. Режиссер — Оливье Орле. В ролях: Эмир Кустурица, Тибо Ле Геллек. 90 мин. В новосибирском прокате — с 21 июля

Главный герой Янис, уже не ребенок, но еще не подросток, живет на скалистом греческом островке. Тут всех мужчин зовут если не Аристотелями, то Демосфенами. Тут возят беременных жен на смирных осликах, а православные монахи, задравшие рясы для велосипедной прогулки, запанибратски просят у Бога силушки дотянуть до дома. На каникулы к хозяину единственного кафе на островке приезжает племянница. Ровесница и, разумеется, будущая первая любовь Яниса, рано одаренная пышными формами. Заглядевшегося на нее местного батюшку одергивает дядя девицы. «За кого ты меня принимаешь?» — возмущается батюшка. «За православного священника», — язвительно отвечает ревностный дядя. Забегая вперед, скажем, что это самая рискованная шутка в мягком, как курортный песочек, «Пеликане». Его герои живут в месте, которое жителю газированного мегаполиса кажется натуральным чудом. Однако и их самих легко удивить — чудом для них оказывается появление одного-единственного пеликана.

Пеликана — грязного серого птенца, завалявшегося в трюме, — Янис выкупает у пьяницы-капитана и, изучив, определяет как «помесь страуса и собаки».

Помесь жалобно похрюкивает, грустно тычется головой в плечо, но быстро вырастает в упитанную, нахально познающую мир птицу, чья длина полтора метра, размах крыльев — не менее двух метров. До этого самым близким Янису существом была коза Кица. Есть еще отец. Но после смерти жены и матери Яниса он зачерствел, замкнулся, запил и перестал быть сыну другом. Отец не одобряет возни сына с бесполезной птицей и замышляет против нее недоброе. А пеликан тем временем меняет жизнь островка. Все о нем только и говорят, на островок валят туристы с фотоаппаратами, жаждущие сувениров…

Кино вышло милым и должно понравиться детям, приобщенным не только к комиксовому мельканию, но и к неспешной книжности (между прочим, это и есть экранизация французской книжки для детского чтения). А вот взрослый зритель (изначально пришедший не на пеликана, а на Кустурицу, от которого давно ничего не слышно) рискует местами заскучать. Дело в том, что дебютная лента француза Оливье Орле пляшет как раз на территории самого Кустурицы. Ищет простые и естественные решения проблем отцов и детей, жизни и смерти. Дает животным равноценные с человеческими роли, подпускает на заднем плане задушевные перещипы струн… Но пляшет не очень уверенно. Вместо бушующего многопланового балагана Кустурицы тут получается дозированная экзотика, аккуратно безобразничающая комедия. Если бы фильм был более гротескным, отдельные несуразности сюжета (шумиха в нескучной вроде бы стране вокруг нередкой вроде бы птицы; странное поведение отца в финале) потонули бы в греческой эксцентричности.

Впрочем, и молчаливый Кустурица (сам вечно похожий в своем актерском амплуа на большого и сильного, попавшего в клетку зверя), и весьма говорливый пеликан, который, естественно, всех переигрывает, — не разочаруют. И некоторые киноманы к мечте выпить ракии с Кустурицей добавят и тягу как-нибудь душевно посидеть на морском берегу с пеликаном. Эксперты готовы их обнадежить.

В отличие от пингвинов, вечно разочаровывающих своих поклонников при близком знакомстве (так рассказывают), пеликаны и вправду приятны в общении. Великий зоолог ХIХ века Альфред Брем, который в своей знаменитой энциклопедии никогда не забывал практично оценить перспективы содержания в качестве питомца даже дико не подходящих на эту роль животных, пеликанов хвалит. За то, что от родни отличаются умом и сообразительностью. Легко приручаются (но «хорошо отличают от прочих людей человека, который однажды нанес им обиду»). Напоследок герр Брем поминает добрым словом знакомого пеликана из Санта-Пауло-де-Лоанда, имевшего привычку по вечерам присоединяться к гуляющей публике, чтобы послушать музыку.

Источник: Елена Полякова Кадры из фильма — kinopoisk.ru

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!