Варварские методы выращивания риса могут оставить Приморье без плодородных почв и грозят экокатастрофой

18:38, 17 июня 2011 Общество
abd3ab57bcef3d286a8da8707cd1f370.jpg

 Вместо плодородных рисовых полей — безжизненная пустыня, а на берегу озера Ханка табличка: «Купаться запрещено». Такое будущее ждет Приморье. Уже третий год посев риса в Ханкайском районе ведет к экологической катастрофе. Как остановить беспечных рисоводов, которые думают лишь о выгоде?

Ханкайский район — настоящая житница рисоводства. И выращивать самую популярную у приморцев крупу — целое искусство. Рисовый чек водой должен затопляться дозировано. Когда почва насытится водой, начинается посев и постепенный сброс отстоянной воды в канал. Но такой способ оказался слишком долог. В погоне за выгодой предприниматели выбирают другой путь.

Иностранные рабочие используют на рисовых полях Приморья технику «мокрой планировки». Экологи и представители Россельхознадзора называют этот способ варварским. Сначала поле до краев заполняется водой. А затем она по каналам вместе с удобрениями и верхним слоем плодородной почвы смывается в озеро Ханка. Сейчас ясно одно, чтобы сохранить рисовые поля, это нужно прекратить. Но как закрыть этот клапан, пока не решили.

Сейчас рисовые чеки больше похожи на маленькие озерца. В скором времени всю воду, не дожидаясь ее отстоя, смоют. Уследить за нерадивыми сельхозпроизводителями сложно - рисовые участки в Приханкайской низменности занимают 11,5 тысяч гектаров. Это больше десяти футбольных полей. Между тем с каждого гектара смыто до 13 тонн гумуса. Если бы это количество почвы вывозили в вагонах, понадобилось бы 3 полноценных железнодорожных состава. На некоторых рисовых системах пахотный горизонт вместо необходимых 30 сантиметров уже не превышает десяти. А чтобы восстановить 1% гумуса требуется больше века.

Анатолий Артемьев, старший инспектор Федеральной службы Россельхознадзора Уссурийского отдела земельного контроля: "За смывом стоит руководство хозяйств. Работодатели и собственники земель. К ним нужен другой подход. Ужесточить".

Если ничего не предпринять, через 5-10 лет выращивать рис будет негде. Три года предупреждений прошли для предпринимателей даром. Теперь в ходу судебные иски. Одно заседание уже состоялось бы, да ответчик не явился. Проблему взялись решать на законодательном уровне. Однако пока никаких действий депутаты не предприняли. К этой теме вернутся только осенью.

Сергей Сидоренко, председатель комитета по продовольственной политике и природопользованию Законодательного Собрания Приморского края: "С одной стороны производство риса в нашем крае увеличивается, все больше земель вовлекается хозяйственный оборот, и это не может ни радовать. Но вместе с тем масса иностранной рабочей силы, привлеченной в этот процесс, применяют самые разные технологии, в том числе наносящие урон экологии. Необходимо принимать должные меры, пресекающие такие действия. Состоялся серьезный разговор, думаю будет выработано жестокое решение по этой проблеме".

К осени закончатся и сельхозработы. В уссурийской лаборатории сравнивают анализ проб воды из оросительных каналов и из самих рисовых чеков. Невооруженным взглядом видно — жидкость мутная, с осадком.

Любовь Яюк, зам директора ФГУ «Приморская межобластная ветеринарная лаборатория»: "Это - не просто песок. Это - илистые частицы, которые являются питательной средой для растений. Выносится плодородный слой почвы, который восстановить мы не сможем. Наши рисовые поля превратятся в песок".

Смыв почвы — только одна беда. Вместе с опасной для экологии озера технологией китайские рабочие везут с собой в Приморье пестициды. Запрещенные вещества постоянно находят в воде. Теперь большую партию ядов обнаружили в одном из жилых домов.

Здесь около 20 кг разнообразных пестицидов. Этого бы хватило, чтобы обработать сотни гектаров рисовых полей. Все они китайского производства и к применению запрещены.

Виталий Саленко, помощник руководителя по связям с прессой Управления Россельхознадзора по Приморскому краю: "Самое простое, это - пищевое отравление. Вплоть до летального исхода. Вносят удобрения китайцы. На полях нет ни агрономов, ни журналов внесения. Сколько внесено, как? У каждого пестицида есть регламент его применения".

Работа здесь останавливается лишь с появлением нашей съемочной группы. Среди рабочих из Поднебесной много нелегалов. Завидев камеру, спешно покидают свои временные жилища. А потом вновь приступают к своему труду — губят рисовые поля.


Источник: Служба информации ПТР

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!