«Санктум 3D»: кислорода не хватит на двоих

Подводный триллер о заплутавших дайверах позаимствовал у

14:47, 5 февраля 2011 Культура
f001170d36a807a5d75fbf8095dc8b55.jpg

В этот уик-энд в кинотеатрах редкий наплыв многообещающих лент. Хотите комедийный комикс а-ля «Пипец» — вам на «Зеленого шершня». Хотите душераздирающую загогулину о рвущемся наружу подавленном либидо недотроги-балерины — вам на «Черного лебедя». А есть еще и «Санктум» — фильм, в рекламе которого крошечные человеческие фигурки пузырьками проплывают в голубой бездне, а за кадром настойчиво повторяют: «Новые 3D-впечатления от создателя «Аватара». Ясно, чего ждать: грандиозные трехмерные эффекты, новые миры и так далее. А на самом деле — ничего подобного.

Справка: «Санктум 3D» (Sanctum; США, Австралия) — приключенческий триллер о группе спелеологов, которая оказалась заблокирована в глубокой пещере и должна вплавь и ползком найти выход. Режиссер Алистер Грирсон. В ролях: Ричард Роксбург («Мулен Руж», «Ван Хельсинг»), Йоан Гриффид («Фантастическая четверка»). Продюсер — Джеймс Кэмерон. Бюджет — 30 млн долларов. 104 минуты.

Вертолет пролетает над джунглями Новой Гвинеи, одновременно грандиозными, как пейзажи Пандоры, и забавно похожими на тарелку брокколи. Вдруг в зелени от горизонта до горизонта открывается огромная дыра. Это «праматерь всех пещер», практически бездонная и не исследованная. Где-то внизу, на глубине двух километров, в подземном озере плавает группа спелеологов-дайверов во главе с фанатичным Фрэнком, который и сам от многолетнего трения о камни задубел характером и стал кремень, а не мужик. С ним в команде сын, чувствительный юноша, ненавидящий папину оригинальность и пещеры, в которых прошло его несчастное детство. Плюс еще пара-тройка опытных спелеологов и самоуверенный богач-спонсор экспедиции, прихвативший с собой невесту, которой никуда кроме ванны нырять не доводилось.

Использование тяжелой артиллерии в виде 3D-камер в фильме, действие которого происходит в тесноте и темноте, иногда выглядит излишним

Использование тяжелой артиллерии в виде 3D-камер в фильме, действие которого происходит в тесноте и темноте, иногда выглядит излишним
Наверху начинается шторм, пещеру затапливает, лаз наверх заваливает большим валуном.

Запертым внизу остается только надевать акваланги, нырять в озеро и протискиваться в щель на дне в надежде, что этот путь выведет к новым пещерам, — а в них найдется выход. Путь оказывается долгим: то вплавь под водой, то через узкие затопленные лазы, то по-пластунски по отвесным скалам. Застревая, харкая кровью и замерзая в холодной воде, группа становится все меньше. Причем законы триллера таковы, что если ты сидишь на берегу подземной реки, труп ухнувшего полчаса назад в пропасть товарища с раздробленным о камни лицом рано или поздно проплывет мимо. И ясно, что маленькому сообществу на грани жизни и смерти не нужны никакие выдуманные монстры из глубин — с ролью монстров прекрасно справляются сами люди, когда на всех начинает не хватать кислорода и самоконтроля.

Зрители, клюнувшие на волшебное слово «Аватар», разочаруются, оказавшись перед скользкой темнотой и теснотой, где в 3D-пространстве проплывают искаженные лица крупным планом (если лицо персонажа не искажено мучительной гримасой, он просто-напросто мертв) и изредка выхватываемые фонариками из темноты затопленные водой безжизненные ландшафты.

Среди этих ландшафтов попадаются дозированные секундами открытия грандиозной, инопланетной красоты. «Санктум» в переводе с латыни означает «святое место» или «святая святых». Для спелеологов пещеры и подземные воды именно таковы. Сюда не ступала нога человека, тут не работают обычные правила и законы. Дискуссия об эвтаназии там, где нет не только «скорой помощи», но и аптечки с обезболивающим, закрыта без особых нравственных терзаний. Это действительно в некотором роде космос.

Хитрые навигаторы и видеосвязь не меняют сути положения человека в бездне: здесь он не хозяин природы, а мелкая и беспомощная живность

Хитрые навигаторы и видеосвязь не меняют сути положения человека в бездне: здесь он не хозяин природы, а мелкая и беспомощная живность
Случайным людям в группе (и среди публики) персонажи разъясняют, что спелеологи — это как Колумб или Нил Армстронг: кроме пещер на нашей планете не осталось девственного и непознанного (впрочем, в этот момент юный сын лидера экспедиции с подозрительной торопливостью спешит сообщить, что его задница как раз такова).

Продюсер Джеймс Кэмерон использовал в «Санктуме» камеры со съемочной площадки «Аватара» и в интервью разъясняет, что хотел показать, что фильмы в настоящем 3D могут быть не очень дорогими, могут сниматься в природных декорациях и выглядеть не «сюром», а реалистичным триллером. И если имя Кэмерона служит гарантией, что с 3D не надуют (в мутной воде «Санктума» оно, впрочем, нечасто пригождается), то еще один продюсер отвечает за реалистичность.

Дело в том, что с сопродюсером и сценаристом «Санктума» Эндрю Вайтом, старым товарищем Джеймса Кэмерона по погружениям в бездны, однажды приключилась похожая история: заваленная, затопленная пещера, два дня поисков выхода.

Личный околосмертный опыт сценарист разложил по полочкам предсказуемого формального триллера с шаблонными характерами и репликами. Даже самый пугливый зритель приободряется от возможности делать ставки на то, кто из персонажей пойдет ко дну следующим, — и неизменно выигрывать. Дополнительно фильму вредят переводчики.

Однако саму идею «Санктума» — ничтожность человека перед жестокостью и грандиозностью природы — кино в итоге подтверждает. Природа — будь то мощь подземного мира или простая человеческая физиология — в итоге берет верх над хилым сценарием, и даже будучи предсказуемым «Санктум» далеко не скучное кино — просто за счет фактуры. Когда сюжет намекает на, вероятно, худшую из смертей, коленки у клаустрофобов начинают потеть, еще когда отважные спелеологи только пакуют рюкзаки.



Источник: Елена Полякова Фото — kinopoisk.ru

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!