Дальний Восток может стать "окном в Европу" для Восточной Азии

РФ и КНР на сегодняшний день осуществляют сотрудничество по весьма широкому спектру направлений. Не является исключением и приграничное с

18:05, 30 января 2010 Общество
4fd4daabb1b4e9b81315449ec84318e4.jpg

РФ и КНР на сегодняшний день осуществляют сотрудничество по весьма широкому спектру направлений. Не является исключением и приграничное сотрудничество

Такие субъекты РФ, как Республика Алтай, Амурская область, Еврейская автономная область, Забайкальский, Приморский и Хабаровский края, имеют непосредственную границу с регионами КНР (Автономным районом Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурским Автономным районом, провинциями Хэйлунцзян и Цзилинь).
Следует отметить, что на протяжении последних 18 лет между российскими и китайскими регионами активно развивается торговля. Реализуются совместные проекты по развитию приграничных городов. Однако степень реализации и значимость данных проектов неравнозначна. Возьмем, к примеру, проект «Суйфэньхэ - Пограничный», который реализуется как на территории провинции Хэйлунцзян, так и на территории Приморского края. За последнее десятилетие Суйфэньхэ переживает бурный рост. Он сумел за относительно короткий промежуток времени превратиться из типичного китайского поселка в город и крупный центр приграничной торговли. В соответствии с данными информационного агентства «Синьхуа», общий объем внешнеторгового оборота между Суйфэньхэ и Россией ежегодно составляет до 5,8 млрд. долларов США или 10% общего товарооборота между Китаем и Россией. В то время как общий внешнеторговый оборот всего Приморского края составил всего 7 млрд. долларов США. Следует также отметить, что в Суйфэньхэ планируется интенсивно развивать отрасли, связанные с проведением выставок и конференций различных типов, чтобы город стал «окном» в евразийский и мировой рынок. Находящийся же рядом с Суйфэньхэ поселок Пограничный Приморского края в последнее время не переживает никакого развития...

В то время как на китайской стороне вырос город, носящий все признаки международного бизнес-центра, на российской территории практически не произошло никаких изменений, за исключением модернизации приграничной железнодорожной станции Гродеково в Пограничном. При этом российский пограничный переход заметно уступает китайскому в благоустроенности.

Такая же ситуация, кстати, наблюдается и в других приграничных населенных пунктах РФ. Уровень социально-экономического развития данных населенных пунктов заметно различается, причем некоторые китайские поселки за несколько лет превратились в современные города, в то время как практически во всех населенных пунктах приморского пограничья наблюдается отток населения. Сходная ситуация наблюдается не только в Приморском крае, но и в других граничащих с КНР субъектах Российской Федерации. Так, в граничащем с Забайкальским краем китайском городе Маньчжоули в ближайшем будущем властями КНР планируется открытие авиационного КПП. В соседнем же с Маньчжоули российском поселке Забайкальске, численность населения которого составляет около 10 тысяч человек, строительство аэропорта не планируется даже в принципе.

Таким образом, в развитии своих приграничных территорий Российская Федерация выступает в качестве догоняющей стороны. Несмотря на успехи приграничной торговли, российские пограничные населенные пункты вплоть до настоящего времени не смогли стать центрами международной торговли. Следует отметить, что инвестиционные потоки в основном идут в направлении китайских пограничных территорий и, как следствие, способствуют их развитию.

Несмотря на вышеуказанные трудности, российские регионы имеют все возможности для увеличения своего экономического потенциала и становления в качестве центров приграничной торговли, а не только выполнения функции таможенных терминалов. Важно развивать инфраструктуру российских приграничных городов, создать такие условия, чтобы российские поставщики не простаивали часами, а иногда и днями в надежде пересечь границу. На сегодняшний день государству принадлежит около 20% дальневосточных пограничных переходов, что в принципе позволяет ему (при желании) изменить сложившуюся ситуацию, ведь частный инвестор достаточно часто просто не имеет возможности качественно обслуживать такие арендованные им объекты.

Россия обладает уникальным географическим положением, поэтому необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы превратить Дальний Восток РФ в «окно в Европу» для стран АТР.

Добиться этого можно при помощи, например, создания в приграничных населенных пунктах выставочных и научных центров, специальных экономических зон. Следует развивать Дальний Восток РФ и как центр европейской культуры в Восточной Азии. Однако для достижения поставленных целей нужны достаточно большие денежные вложения и то, что имеет гораздо большее значение, чем деньги – грамотные управленцы.

Источник: vladtime.ru

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!